Больше рецензий

4 февраля 2020 г. 23:49

247

4 Спойлер Университетская магия

В рецензии много спойлеров. Особо вопиющие скрыты. Читайте на свой страх и риск.
Я много раз проходил мимо этой книги в магазинах, не обращая на нее особого внимания. Во время книжного флешмоба 2019 года мне посоветовали ее как хорошее фентези. Что ж, это не классическое фентези. Автор рискнула обратиться к теме волшебников в Англии после саги о Гарри Поттере. Но время действия здесь не современность, а начало 19 века, время Наполеоновских завоеваний.
Книга состоит из трех частей, первые две названы по именам заглавных геров - “Мистер Норрелл” и “Джонатан Стрендж”, и рассказывают, соответственно, об этих героях. Третья часть названа в честь Джона Аскгласса, полумифического героя, отношение к которому стало камнем преткновения между Гильбертом Норреллом и Джонатаном Стренджом.
Меня восхитила находка автора - изобразить магию как науку. Сама идея не нова, но чтобы кто-то доводил ее до такого уровня, я не помню. Сюзанна Кларк создает образ волшебника-теоретика, человека изучающего магию, рассуждающего о ней, но ни разу ее не практиковавшего. Специально или нет этот образ, мне кажется, получился очень карикатурным, высмеивающим некоторых современных ученых, которые копаются в читанных и перечитанных книгах, делая никому не нужные, неприменимые на практике открытия.
Автор тщательно подходит к созданию образа “научной” магии. Во вселенной романа прописаны великие ученые-волшебники прошлого, выстроены разные научные течения, даны ссылки к книгам. Интересно автор использует сноски - в каждой небольшая справка, сделанная будто для научно-популярной статьи. Это может быть отсылка к учебниками или научным трудам, доступный пересказ научной статьи либо полемики отдельных ученых. Все это создает интересную атмосферу, которую я бы назвал университетской. Чего-то подобного я пока не встречал.

Сюжет книги
Первый главный герой, Гильберт Норрелл, гротескный скучный ученый, который, однако, не побоялся практиковать магию. Неожиданно среди сотен волшебником-теоретиков он стал единственным волшебником-практиком, а значит величайшим волшебником своего времени. Норрелл совершенно не героический персонаж. Он трусоват, жаден и зануден. Еще он большой интроверт и не любит выходить из дома. Поэтому высший свет с трудом принял волшебника, однако магическим услугам в войне с Наполеоном применение нашлось.
В определенный момент, чтобы завоевать доверие одного из высших чиновников, Норрелл решает воскресить его невесту, умершую за один день до свадьбы. Знаний и умений волшебника не хватало, поэтому он вызвал в мир эльфа (эльфа не Толкиновского, а зловредного духа) и заключил с ним сделку. Имя эльфа за книгу ни разу не называется, персонаж обозначен как джентельмен с волосами похожими на пух чертополоха. Эльф соглашается воскресить девушку за половину ее жизни. Норрелл принимает условия, и эльф начинает забирать молодую леди каждую ночь к себе в замок на бесконечные безумные балы. Вскоре эльф похищает дворецкого чиновника и посещает все чаще мир людей, чтобы делать всяческие пакости.
Параллельно с этими событиями на другом конце страны молодой бездельник Джонатан Стрендж ищет, чему бы посвятить жизнь. Случайно он получает предсказание, что ему суждено стать волшебником. Он пробует заклинания, у него получается, и он решает посвятить себя магии. Немного времени спустя он женится и едет в Лондон, где становится учеником мистера Норрелла. В обучении Стрендж достигает больших успехов и вскоре на равных с учителем начинает помогать в борьбе с Наполеоном. В отличие от Норрелла Стрендж общителен, дружелюбен и обладает чувством юмора. Высшее общество быстро полюбило его. Стрендж отправляется на фронт в Испанию, где становится личным волшебником лорда Велингтона. Вскоре Наполеон терпит поражение и Стрендж возвращается на родину.
Там он ссорится с учителем на почве отношению к одному из основателей английской магии, т.н. Королю-ворону, тому самому Джону Аскглассу, и прекращает сотрудничество с Норреллом. В большей степени Стренджом двигала обида, что учитель скрывал от него многие книги из своей обширной библиотеки.
Начинается война между волшебниками, которая выливалась по большей части в войну научных статей и магических пакостей (например, Норрелл заставил исчезнуть весь тираж новой книги Стренджа).
В это время тот самый эльф похищает жену Стренджа, заставляя волшебника думать, что она умерла. Стрендж продолжает изучать магию без Норрелла и решает обратиться к эльфам за помощью как носителям волшебства. Просто вызвать его не получается, поэтому он готовит эликсир безумия и выходит на контакт с эльфом (по совпадению с тем же самым, что и украл его жену; как будто в Стране фей только один эльф отвечает на вызовы колдунов). Эльф опасаясь за свою жизнь насылает на мага проклятье, из-за которого Стрендж навечно окружен тьмой. Волшебник едет к Норреллу, чтобы совместно найти управу на эльфа, параллельно в череде случайных и почти случайных событий эльф погибает от рук похищенного им дворецкого, а все пленники освобождаются. Но Норрелл и Стрендж никак не могут снять проклятье и исчезают.
свернуть

Первые две трети романа читаются с интересом, хотя в некоторых местах длинные описания надоедают. Но после падения Наполеона остро ощущается нехватка масштаба кульминации. Первые две части герои хоть и не напрямую, но боролись против великого завоевателя и одной из самых больших армий за всю предыдущую историю. А в третьей части внезапно оказывается, что главный злодей - безымянный сероволосый проказник, худшим деянием которого стало похищение троих персонажей. То есть первые две части герои борятся против чего-то огромного и сильного, а в третьей против чего-то мелкого, пусть и волшебного. Это как если бы детективы полкниги боролись бы с мафией, а потом оказалось, что главный антагонист - это мальчик-карманник, чье великое преступление - это кража конфет.
Так же книга не лишена всех недостатков сюжета, которыми обладают любые истории про волшебников. К сожалению, практически невозможно избежать очевидных ляпов, вводя в мир всемогущую магию. Зачем было столько усилий у Стренджа и Норрела против Наполеоновской армии, если можно было бы просто убить/замуровать/обездвижить самого императора и его генералов? И т.д.
Еще в романе много отсылок к деталям британской культуры и истории, которые я, к сожалению, не могу оценить в полном объеме из-за необразованности. Из того, что смог обнаружить и понят:, в одном эпизоде Стрендж встречает лорда Байрона в сопровождении супругов Шелли (Мэри позже напишет знаменитый роман о Франкенштейне). Норрел и Стрендж печатали свои труды у издателя Мюррея. В действительности Мюррей тоже был книгопечатником и очень успешным.
Общий стиль описания мне немного напомнил Джерома К.Джерома, хотя Сюзанна Кларк не так активно все высмеивает.

Он был настолько чист, здоров и доволен жизнью, что практически светился - качество, естественное в ангеле или эльфе, но несколько смущающее в стряпчем


Есть подозрения, что фамилии многих героев выбраны не просто так, на что намекает хотя бы их вычурность (во всяком случае для русского уха) - Сегундус, Чилдермасс, Винкулюс и тд
Интересны описания безумия и ступора персонажей, похищенных эльфами. Красивые выдуманы сказки. Это именно сказки, а не притчи, не легенды и не маленькие фентези-рассказы
В целом, книга очень занятная, но не без изъянов. К сожалению, как их исправить я не представляю. Теоретически, эльфа можно было сделать более инфернальным и опасным, но тогда бы было сложнее привести к задуманному финалу многие сюжетные линии. Да и сюжетные ляпы, связанные с всемогущей магией, это не исправило бы.

Цитаты
Цитаты:
...другие легко объясняют свои неуспехи изъянами мира.

- Найдите мне дом, Чилдерммасс, - сказал он. - Найдите мне дом, который будет говорить посетителям, что магия - респектабельное занятие; не менее респектабельное, чем юриспруденция, и куда более, нежели медицина.
Чилдермасс сухо спросил, не следует ли отыскать нечто архитектурно значительное, дабы внушить мысль, что магия не менее респектабельна, чем Церковь?

Однажды на публичном выступлении в Сити сэр Уолтер удачно сравнил Англию и ее политиков с осиротвешей молодой леди, оставленной на попечении развратных и жадных стариков. Вместо того чтобы печься об интересах молодой дамы, эти негодяи растратили ее наследство и разорили дом.

лучшее средство против наглецов - достоинство и молчание

Однако, едва войдя в дом, Стрендж подпал под действие очень неприятного закона природы, согласно которому человек, приехавший в незнакомое место, тут же начинает мешать окружающим.

Нет ничего хуже, считал принц-регент, чем подниматься утром с кровати, не зная, правишь ли ты Великобританией
свернуть

Спасибо OksanaBB за совет во Флешмобе 2019