Больше рецензий

KahreFuturism

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 февраля 2020 г. 16:01

2K

5 Под тенью Сатурна

В данном произведении читателю предстоит знакомство с Г. Майринком не столько в качестве писателя, столько в качестве мистика, прибегающему к выражению своих мыслей посредством литературы. Если взглянуть на одну сторону медали, перед нами предстанет творение чёрного романтизма с инфернальным отражением действительности и углублением в изучение души, с другой стороны - произведение оккультного характера.

С этой точки зрения интересно читать о завуалированных рассуждениях автора о пути развития души, близнецовом пламени, тройственности структуры человеческого существа, субстанции души (коей является кровь), меняющей сущность человека под воздействием Луны. Именно она является проводником души по родовому древу, следуя родовому предназначению, заставляя её возвращаться и отражаться в потомках, но также и других людях со слабым духом.

Находясь под влиянием Мартина Бубера, Г. Майринк продолжает исследование сосуществования Я с другой личностью, приписывая ему всеобъемлющее и всюду находящееся свойство:

...истинное Я можно узнать только по его действию. Оно не имеет протяжённости, и именно поэтому оно - везде. Оно над всем и в то же время везде. Поэтому вам не следует удивляться, когда ваше так называемое "собственное" Я лучше изъясняется через другого.

С развитием души, человек всё далее отступает от животного начала и у него начинают пробиваться крылья. Любопытно, что у одного из героев романа прозвище Пингвин - человек с просыпающимся сознанием, но прячущим голову в песок подобно страусу, а потому не выполняющему свою прописанную программу.

Описанное стремление к взращиванию души не может уживаться с принципами религий, поэтому Г. Майринк указывает на то, что ответственность за добро и зло, ангельское милосердие и "божественную" кару несёт не невидимое существо, а сам человек, и пока мы не увидим это, будут продолжать совершаться трагедии:

[человеку нужно научиться] считать себя Богом; иначе вам придётся ждать, пока судьба не возьмёт в руки молот и зубило - войну и несчастье, дабы обтесать непокорный камень.

В религиях автор видит необходимый для переживания (не зубрёжке теории) опыт, который, тем не менее, не является началом-путешествием-концом, а лишь одним из элементов бытия, поэтому в книге можно найти отсылки к гностическому христианству, буддизму и частично исламу.

В целом, одержимость человека снять с себя греховность, заменить природные колебания души на бездушные протезы учений, самоистязание автор именует минусовыми знаками, которые за годы и столетия благодаря силе накапливания обязаны вызвать противоположный знак ради сохранения баланса, а значит, привет, войны, да здравствуют катаклизмы.

Кстати, любопытно, что через год описанные Г. Майринком события в романе действительно произошли в Праге.