Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 января 2020 г. 14:34

2K

3 Энциклопедия викторианской Англии в форме триллера

Артур Конан Дойл, один из самых успешных авторов детективов в истории человечества (я бы поставил его выше Агаты Кристи. Дойл создавал жанр, сделал из «бульварного» жанра такие книги, которые читала сама королева Виктория. Агата тоже совершила прорыв — первая успешная автор-женщина, но шла она всё-таки проторенной дорожкой), сумел коммерциализировать своего Шерлока Холмса так, как никто другой. Помешательство, сейчас бы сказали «Шерлокомания», захлестнувшая тогда Англию, даже смешно сравнивать с Поттероманией или любой другой манией современности — Шерлокомания была совершенно новым явлением, да ещё в очень специфическое время. Это время, как водится, она пережила, и до сих пор имя Шерлока Холмса много значит. Как-минимум для боссов кино, занимающихся экранизациями. И теперь Маргалит Фокс захотела коммерциализировать уже Сэра Артура, написав книгу, где вроде бы он и не главный герой — но именно он должен обеспечить приемлемые писательские сборы.
Точкой, вокруг которого автор решила завертеть своё повествование, стало т.н. «дело Слэйтера» — малоизвестное современной отечественной публике дело, чем-то похожее на дело Бейлиса. Убийство, и главным подозреваемым оказывается, внезапно, человек из целого ряда социальных групп, против которых была развёрнута масштабная кампания. Немецкий (!) еврей (!!) явно подрабатывающий сутенерством (!!!) Оскар Слейтер не был убийцей, но шотландская полиция вцепилось в него как терьер, и добилась его осуждения, в котором он и пробыл 20 лет, пока стараниями целых общественных групп, самым ярким и известным представителем которых был Конан Дойл, он не был отпущен на свободу. Подлинный убийца 82-х летней Марион Гилкрист так и остался не найденным.
На фоне этого нехитрого детективного сюжета, который, положа руку на сердце, не стоит и выеденного яйца — автор начинает рисовать масштабное полотно. На полотне, которое по монументальности может спокойно оказаться в Русском музее, есть всё — нравы викторианской Англии, Шотландия, очерки культуры, исторические выкладки, война, культурология, социология и, как вишенка на торте (а не в первую очередь) — прославленный автор детективов. Периодически я ловил себя на мысли, что читаю просто какую-то энциклопедию, которую просто свели в единый том в самый последний момент. Автор, хотя и идёт во вполне себе хронологическом порядке, настолько долго останавливается на разных деталях, чтоб под конец главы возвращение в некую единую канву становится просто глотком свежего воздуха. Честно, я ожидал все-таки детективную историю с нотками биографии. А получил сборную солянку с мелкими, как крупинки соли нотками детективной истории.
Что мы имеем в итоге? Да эту солянку и имеем. Жанровая неопределённость, в сочетании с длиннейшими и нуднейшими сентенциями автора душат историю — это не панорама викторианской Англии, не портрет Конан Дойля, ни даже памфлет против несправедливости правосудия и опасности предубеждений — это всё сразу, а значит ничего. Плюс, достаточно сильно раздражают «украшательства» автора. Автор, судя по всему, решила что Артур Конан Дойл должен быть героем не хуже Шерлока Холмса — и пошла по пути отождествления их. В результате достаточно специфический по своему характеру человек, который всю жизнь тяготился и ненавидел своего персонажа который, по его мнению, затмил всё его творчество — предстал в образе рыцаря без страха и упрёка, который, покуривая трубку, как его персонаж, заниматься разгадыванием сложнейших детективных историей ничуть не хуже всемирно известного сыщика. Любой, кто хоть чуть-чуть знаком с биографией сэра Артура, не узнает в этом лубочном образе реального Конан Дойля. Лишь под конец, когда окончательно наметился конфликт главных героев данного романа — автор немного «отпустила вожжи», и мы увидели более-менее настоящего сэра Конан Дойля. Но лубочный образ за все повествование всё-таки успевает основательно навязнуть в зубах.
Книга будет интересна всем, кого интересует прежде всего культура и нравы конца XIX, начала ХХ века, равно и интересующихся полицией, сыском и судами. Скажу сразу — за долгие годы ни в Англии, ни в России особо ничего не изменилось — по крайней мере образ полицейского, судьи и прокурора абсолютно узнаваемы. Пикантности добавляет и то, что осуждённый — пренеприятная личность, и, с позиции вершителей правосудия, не в этом преступлении, так где-то ещё он точно виновен — так зачем откладывать? Ради этой нехитрой мысли данную книгу можно прочитать, правда «стоит ли?» по-прежнему остаётся вопросом.
Я прочитал не без интереса, но всё-таки повествование на любителя — множество мелких деталей, скатывающихся в занудство, убивают львиную долю истории. Если вас это не пугает — дерзайте смело.