Больше рецензий

28 января 2020 г. 12:36

740

4

Неиссякаемый источник удивления.

Перед вами книга по истории математики, написанная преимущественно для людей, от математики максимально далёких (либо только приступающих к её изучению). Подобный выбор аудитории накладывает на автора определённые обязательства, с которыми увлечённый рассказчик справляется без каких-либо усилий.

Прежде всего, читателя нужно заинтересовать предметом, малопривлекательным для целевой аудитории. Для этого в ход одно за другим идут наглядные приложения математических истин к привычным явлениям обыденной жизни. Затем внимание проявившего некоторый интерес читателя следует удержать, поэтому проникшемуся доверием к автору слушателю на конкретных примерах являют величие человеческой мысли, сумевшей оторваться от рассмотрения объектов материального мира и избрать для изучения умозрительные, абстрактные идеи. Вкратце останавливаясь на всех знаковых открытиях математической науки, автор проводит читателя через удивительный мир её приложений и не устаёт замечать её проявления в обыденных природных явлениях, всякий раз заново восхищаясь красотой и изяществом идейного мира, столь точно описывающего мир реальный. В завершении столь захватывающего путешествия ваш проводник вскользь затрагивает основные вопросы философии математики, интригуя и побуждая глубже окунуться в волшебный мир завораживающей математической игры.

Для читателя, знакомого с математикой не понаслышке, книга будет не столь интересна: упоминаемые в ней факты для специалистов, хоть сколько-нибудь знакомых с историей своей науки, как правило, являются общеизвестными, а стиль изложения всё же больше ориентирован на людей, не обладающих выработанным математическим аппаратом (обилие предметно-практических приложений едва ли будет интересно человеку, разобравшемуся в явлении непосредственно).

Ещё один занятный вопрос, повисающий в воздухе после прочтения данной книги (и поднимавшийся не только в ней. В примеру, прекрасная книга Пола Локхарда "Плач математика" исходит из в чём-то схожей посылки): откуда в современной обществе (и только ли в современном?) столь сильная боязнь и неприязнь математики? С каких пор вообще стало модным и даже достойным гордости не понимать чего-то? Почему вдруг считается до того постыдным не разбираться в истории и географии, и едва ли не более постыдным - знать математику? По данной теме есть любопытная статья. И хотя ответов на все эти вопросы книга не содержит, она в какой-то степени способствует тому, чтобы математику не страшились.