Больше рецензий

Vitalvass

Эксперт

Эксперт по литературным испражнениям Лайвлиба

27 января 2020 г. 16:38

1K

4 Спойлер Ложка дегтя

Один из редких случаев, когда последующая экранизация превосходит книгу. Я имею в виду, конечно, не сериал "Туман", а фильм "Мгла" Фрэнка Дарабонта. Причем превосходство чувствуется во всем - в том, как прописаны персонажи, в том, насколько правдоподобны их эмоции, в законченных сюжетных линиях, ну, и всем известный финал тоже выше всяких похвал. Насколько я помню, сам "Король" хвалил концовку, видимо, признавая, что в фильме вышло лучше.
Сама-то повесть тоже очень даже. Все в стиле Кинга, по отработанной уже десятилетиями схеме. Замкнутое пространство в виде магазина, куда забились жители городка, город накрыт туманом, из тумана вылезают монстры, по своим внешним признакам относящиеся к наиболее мерзким с эстетической точки зрения для людей животным - ракообразным, паукообразным и насекомым. В фильме серьезно доработали довольно поверхностно описанный облик монстров, и я доложу вам, что наблюдать гигантское насекомое, деловито и неумолимо оттягивающее челюстями кусок кожи бьющегося в агонии человека, до сих пор очень и очень пренеприятно.
Ну, и еще излюбленный персонаж Кинга - религиозный фанатик. За эту "находку" и фильм ,и книгу очень хвалят, но на самом деле для тех, кто следит за творчеством Кинга, в образе сумасшедшей христианки мисс Кармоди нет вообще ничего нового. Тут даже ее половая принадлежность не имеет значения.
А ключевое же отличие книги от фильма не только в концовке, где главный герой совершил самый идиотский в мире поступок, а в середине книги, а именно в отношениях главного героя и некой дамы Аманды Дамфрис.
В фильме-то она женщина средних лет (актрисе было под 40), которую даже вспомнить-то сложно. В книге это молодая и весьма привлекательная женщина с ярко-зелеными глазами. С каждым разом ГГ испытывает к ней вполне отчетливое желание, и это ОЧЕНЬ СТРАННО, потому что у него есть жена, которая, правда, осталась дома, отделенная от него этим колдовским туманом. Главный герой не испытывает ни малейших угрызений совести, находясь рядом с этой чудо-женщиной Амандой, постоянно фантазируя о ней.
Но это еще ладно. С кем не бывает? Как будто мы не пялимся на незнакомых женщин! Но эта Аманда тоже, как выясняется, фантазирует о главном герое. Почему именно о нем? Кругом столько мужиков! Кроме того, у нее тоже кто-то есть. Прошел день или два дня их вынужденного заточения... И у нее уже зачесалось там, уже возжелала она не скромного кассира Олли или более представительного директора магазина, а вот именно женатого мужика с сыном!
Ох, Кинг, какой же ты фантазер!
И, конечно же, как это у Кинга водится, она сама сделала первый шаг, не в силах совладать с возбуждающими запахами, которые исходят от Дэвида (главного героя). Думаю, все дело в том. что он ХУДОЖНИК! То есть представитель творческой профессии. У Кинга журналистам, писателям и художникам отдаются все женщины. Потому что, буду кэпом, он сам писатель. Но лично я не против. Это куда лучше, чем 20-летним миллиардерам или альфа-самцам средней школы.
Итак, они идут в тайное помещение - в магазине очень много тайных помещений! - и делают это! После суток знакомства! Будучи несвободными!
Ладно, может, я просто ему завидую... Но мне кажется, это довольно тупой поворот сюжета.
Ну, и затем они вдвоем, плюс сын, плюс еще бабка-училка и еще кто-то уезжают на машине сквозь туман в поисках надежды, проезжают мимо дома, и главный герой в фильме видит свою бедную женушку. В дом пробрались-таки чертовы монстры и запеленали ее в кокон. Скажу честно, ее вид в фильме с разверстым в крике ртом, полностью покрытой паутиной - это впечатляет и пугает. Это был очень классный момент!
Но в книге-то он даже не думает доехать до дома! Он решает, что она заперлась в доме, и у нее там хватит продуктов. И плачет. Понятное дело, что в угоду киносценарию в фильме сделали так, что его дорога пролегала как раз мимо собственного дома - довольно удобно, не правда ли? В реальности добраться до нее через туман и монстров было бы проблематично, НО главный герой даже и не думает этого делать и проверить, жива ли она! Он как бы убеждает себя, что дело дрянь, надо двигаться дальше. Поплакал, похныкал, нажал на газ и уехал.
Разгадка такого равнодушия проста. Причин две:
1. В машине уже нет места.
2. У него уже есть новая подруга - гораздо симпатичнее и гораздо моложе!
Все-таки кинговский цинизм порой поражает!
Кстати, в одном из вариантов перевода, советском, очевидно, момент совокупления Дэвида и Аманды напрочь вырезали. Да-да, не вру! Но переводчик лажанулся и в дальнейшем оставил упоминание о том, что у них что-то было, в каком-то диалоге. Я заинтересовался, пролистал назад, не нашел подтверждения и стал гуглить другие переводы. Так и узнал, и для меня это было откровением. Это как если бы я всю жизнь читал про Незнайку на Луне, а потом нашел оригинальную версию, где Незнайка занимается сексом с Пончиком в ракете.
Ну, а в фильме отношения Аманды и Дэвида исключительно товарищеские. И это правильно! Вообще американское кино, несмотря на обилие сцен 18+, обнаженки, насилия, на самом деле очень и очень моралистское. Иногда это во вред, иногда на пользу. То есть, если кто-то кому-то изменяет. его ждет расплата. Если совершаешь аморальный поступок, тебе отомстят. Возможно, именно этими принципами руководствовался Дарабонт, поставив вместо сексапильной Аманды Аманду версии 2.0, с мордой чиновницы из администрации.
В общем, я бы сказал, что книга заканчивается хэппи-эндом. Никто не умер. Главный герой со своей зеленоглазой любовницей, и сын при нем. Полная свобода! А еще где-то замаячила надежда! Спасибо монстрам, что они пришли и обновили ему личную жизнь!
Эх, Кинг, все-таки ты упоротый...