Больше рецензий

26 января 2020 г. 12:28

575

0 Ну не может же навигатор несуществующие дороги показывать!

К этому походу я готовилась основательно. Запаслась провизией, проверила на прочность палатку, пару раз сверилась с картой местности и, наконец, бодрым шагом вошла в лес. Войти-то вошла, да только вместо прекрасной растительности увидела вокруг себя университетскую аудиторию, студентов, корпящих над конспектами, да самого лектора – Умберто Эко – вещавшего с кафедры о роли читателя в книге и его связи непосредственно с автором.

Делать нечего, пришлось откладывать компас в сторону и садиться за парту, выманив у соседа листок и ручку. Впереди было целых шесть лекций.

...прослушать из которых мне удалось лишь одну – первую. Ту самую, в которой Умберто рассуждает о том, каким может быть читатель, а каким – автор.

Что есть читатель? Так ведь мы все здесь читатели – вон, какие внушительные послужные списки в библиотечных абонементах имеются! Ан нет, то читатели эмпирические, использующие литературные труды в своих корыстных целях. Ну, может, цели-то у них и не корыстные, разве что разительно отличаются от целей автора, писавшего для читателей образцовых. Для тех, кто отбросит эмоции вне книги и не потащит в неё свою интерпретацию, вместо этого послушно следуя тропе, которую автор заботливо «протоптал» в своем произведении.

Автор, к слову, тоже понятие двоякое. Троякое даже, если позволите. Рассказчик, образцовый автор, эмпирический автор... Голова идет кругом. Особенно, когда эти три «автора» начинают взаимодействовать друг с другом, будто намеренно путая и без того измотанного информационным лабиринтом читателя.

Каюсь, филолог из меня ну абсолютно никакой, поэтому добрую половину лекции я либо честно пыталась понять, о чем там повествует наш «лектор», либо минут на десять уходила в полную перезагрузку. Скрип шестеренок в моем мозгу в эти моменты слышали, кажется, все окрестные районы. Куда больше повезло некоторым коллегам по парте – те из них, кто располагает специфичной терминологией и сам «варится» в этой сфере, справлялись с потоком информации не в пример быстрее.

Ну а я, оставив безуспешные попытки продраться через колючие кусты в начале леса, возвращаюсь из похода и отправляюсь мазать полученные шишки мазью.

Рекомендовала бы я ознакомиться с этими лекциями? Скажу честно, вряд ли. Возможно – если страстная любовь к литературоведению течет в ваших венах, и хитромудрые абзацы, в которых обычный человек сочтет знакомыми разве что союзы, вас не пугают.

Книга была взята в рамках игры "Урок литературоведения".