Больше рецензий

DmitryKv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 января 2020 г. 02:37

2K

4

Перечитывая эту книгу, нахожу её всё столь же актуальной, заряжающей энергией и просто интересной, какой она была в первый раз прочтения. Наверно основная причина популярности этой книги в англоязычных странах, это тот месседж, что посылает автор своим читателям: каждый может достигнуть высот в выбранной сфере, т.е. талант идёт, не от рождения. Собственно и не удивительно, что книга появилась в той стране, где эта идея обрела максимальную свою выразительность, завоевала сердца поколений и стала, если так можно выразиться, национальной идеей. Каждый может стать президентом Соединённых Штатов или получить свои «10 минут славы».
Автор книги, как уже многие написали, берёт только одну - но как мне кажется, очень важную - идею и расписывает её на всю книгу. И если первая часть получилась просто великолепной, со всеми этими примерами и объяснениями автора, то вот вторая половина, в которой будут только примеры, мне показалась если не лишней, то откровенно скучной. Более того, я и не считаю, что эти примеры как-то относятся к теме разговора. Но вот там, где автор пишет про предубеждения в отношении женщин, в том смысле, что если женщина будет считать, что она от природы не способна к наукам (к примеру, к математике), то ничего у неё не получится. Однако как только она примет идею о «гибком мозге», т.е. что важно не то, что человек получил от природы, не пол, а усердные занятия, то успехи не заставят себя ждать. Собственно, автор приводит примеры, где в одной ситуации учителя считали, что определённые дети не способны к достижениям, а в другой, никаких предубеждений в отношении детей не было. Итоговый результат предельно чёткий и ясный. Т.е. что дети из первой группы показывали неудовлетворительные результаты в обучении, осуществляя тем самым самоисполняющееся пророчество, как говорят социальные психологи. Другими словами, на оценки часто влияет не то, что ребёнок знает, а то, что ему говорят, что он знает. Конечно, автор начинает чуть с другого примера, а именно, о природном таланте к какой-либо области. Т.е. нет таланта от природы, значит никогда никаким танцором/музыкантом/писателем/учёным человек и не будет. Такой взгляд был характерен для XX века, но определённо устарел для века XXI (хотя, он был вреден для любого времени). И именно это ложное умозаключение – человек или его мозг статичен – и разрушает автор. По мнению автора, напряжённый труд способен доказать, что никаких природно-обусловленных фактов не существует. Не существует детей не предрасположенных к тем или иным наукам, а существует неправильное воспитание. Да, автор так же будет писать и о методах воспитания детей в контексте нашей темы, т.е. как именно нужно направлять их на путь к знаниям, какими словами давать обратную связь и так далее.
В общем, как правильно заметила одна читательница, книга посылает очень важное сообщение обществу и уже за это можно накинуть бал и закрыть глаза на излишнее повторение. Поэтому если кому-то лень читать всю книгу, я бы порекомендовал прочитать только первую часть, где содержится основная теория с небольшим количеством примером.