Больше рецензий

26 января 2020 г. 00:18

201

5 "Она умирала — она была свободна"

Роман-трагедия, написанный прекрасным, поэтичным языком. Автор очень умело показывает и японский быт того времени, и описывает чувства героинь романа – чувства, которые буквально «топят» их внутри, и которым они не дают выплеснуться наружу.

Как мне показалось во время прочтения (да и после него тоже) – эта история, в первую очередь, о Томо и Суге, законной жене Сиракавы и его же первой наложнице, попавшей в дом господина еще совсем юной и неопытной девушкой.
Роман начинается с того, как Томо приезжает в Токио, чтобы по просьбе мужа найти ему подходящую наложницу – молоденькую девушку лет 15, обязательно невинную и из приличной семьи. Настоящее испытание для Томо – самой выбрать и привести в дом человека, который в будущем разрушит семью, разрушит привычный уклад жизни. Но и оказать Сиракаве она не может – воспитание не то. В душе Томо настоящая буря эмоций: любовь к мужу, разочарование от предательства, ревность к Суге и даже злость на саму себя за то, что она буквально покупает «в рабство» ребенка, который и о жизни-то ничего толком не знает.

Так и начинается совместная жизнь двух женщин, продлившаяся более тридцати лет.
В течение этих тридцати лет чувства Томо к мужу постепенно гаснут, и ее главной целью становится поддержания порядка в доме, сохранение этой своеобразной «цитадели», размеренный темп жизни которой не могут нарушить ни страсти внутри семьи Сиракава, ни надвигающиеся изменения самого уклада общества в Японии. Ее жизнь – ода терпению, постоянная борьба за уважение, страдания, которыми нельзя поделиться. И она задумывается – а было ли вообще счастье?..

За тридцать лет Суга становится взрослой женщиной, «пик красоты» которой давно проходит. И вроде бы все условно хорошо в жизни – живет в большом доме, всем обеспечена, ни о чем беспокоиться не нужно. Но счастлива ли она по-настоящему? Суга – вечная «барышня» и никогда не «госпожа», не жена и не мать, не хозяйка своей судьбы. Постепенно это недовольство скапливается и выплескивается на Томо (примечательно, что не на самого Сиракаву). Сугу здесь условно можно сравнить с Юми, второй наложницей Сиракавы. После десяти лет «службы» ей все же разрешают выйти замуж, «стать свободной», если можно так выразиться. Суга же до конца жизни останется красивой игрушкой в руках Сиракавы.

Превосходно и с некой японской сдержанностью описаны чувства женщин, когда становится известно, что у Сиракавы роман с Мией, его невесткой. И Томо, и Суга страдают, страдают по-разному, но одинаково молчаливо, ничего не высказывая господину-самодуру.
Скажу, что Томо не может не восхищать. Она не просто не ненавидела новых любовниц мужа, она им сочувствовала, помогала. Томо, со стойкостью переносящая все невзгоды, по-настоящему сильный духом человек, была настоящей госпожой в доме. При этом судьба ее более чем печальна, невозможно не посочувствовать.

Роман – история женщин, пытающихся существовать в мире, где все строится на удовлетворении желаний мужчин. Невероятно красивая и невероятно печальная…

Прочитано в рамках клуба Чарующая Азия