Больше рецензий

25 января 2020 г. 05:46

8K

5 День дождливый

Витя Зилов -- он негодяй или подонок? У него экзистенциальный кризис? А может быть, кризис среднего возраста? Ответы на эти и другие актуальные вопросы вы найдете в данной рецензии.

Каюсь, изменил своим правилам -- не читать других рецензий перед написанием своей. К "Утиной охоте" -- самой известной пьесе Александра Вампилова, их достаточно, чтобы составить неверное впечатление об описываемых временах и стране (конец 60-х годов ХХ века в СССР).

О, мужской кризис среднего возраста! Как много дамы знают о нём! Следует отметить, что никакого кризиса среднего возраста у Зилова быть не может, ибо в пьесе он молодой человек. Его начальнику Кушаку -- 47 лет, и его считают "старичком". Зилов же значительно моложе (30 лет).

Пьеса начинается с того, что Зилову на дом случайный мальчик приносит похоронный венок. От верных друзей и коллег. Таким образом, главный герой символически мёртв. И к смерти его приговорил коллектив.

О, советский коллектив! В СССР он был силой, вот только не совсем ясно, положительной или отрицательной. Почему-то большинство писавших рецензии на "Утиную охоту" сосредоточили свой ум на личности главного героя -- Виктора Зилова, но не обратили практически никакого внимания на его окружение: друзей, коллег и любимых женщин. Можно, конечно, сказать, что в пьесе разыгрывается личностный кризис героя. Но в рецензиях нет ни слова о том, что налицо столкновение обособленной личности и коллектива. Коллектив мог поставить в очередь на квартиру и детский сад, дать путевку в санаторий. Но не только. У коллектива в СССР были острые клычки, он был способен пустить кровь каждому отщепенцу. И убежать от него было практически невозможно, да и куда бежать, границы-то закрыты! Кстати, прекрасно эту безысходную атмосферу передает роман Владимира Сорокина «Норма» Владимир Сорокин , а если нет охоты читать о том, как все советские граждане были вынуждены регулярно съедать брикетик говна, можно ознакомиться с рассказом того же автора "Заседание завкома" из сборника «Первый субботник» Владимир Сорокин , там абсурдистская советская атмосфера коллективного судилища передана блестяще.

О, ад советского микрорайона! Блочные одинаковые серые дома. Всегда дождь (в пьесе). Направо промтоварный, где работает любовница Зилова Вера, налево грязный овощной, прямо кафе "Незабудка", где любит пьянствовать Зилов. Он получил (не будем подробно останавливаться на том, что советские граждане по сути авансировали свои "бесплатные" квартиры трижды: из налогов, заниженных зарплат и завышенных цен на ряд товаров) квартиру в новом районе, но радости нет. К тому же запутался в своих женщинах: Галина, Вера, Ирина... Но назвать его негодяем все же нельзя. Даже есть что-то вроде чести: да, плохой работник, но когда начальник Кушак ловит его на подлоге, выгораживает друга.

Нет, была все же возможность внутренней эмиграции. В начале 70-х, например, можно было присоединиться к появившимся в Союзе малочисленным хиппи и относительно вольно путешествовать по стране, жить в Крыму (под бдительным оком милиции), можно было поступить и радикальнее -- уйти в преступный мир, там тоже не было советских законов, но были свои. Для этого, правда, надо было иметь большую смелость. Или такое средство внутренней эмиграции как хобби: коллекционирование почтовых марок или там охота. Или вот еще водка, и водки в пьесе достаточно. Однако Зилов не опущенец, каким сыграл его в экранизации "Отпуск в сентябре" (1979) актер Олег Даль, сам алкоголик. Вообще, надо сказать, что главная идея пьес Вампилова в его советских экранизациях замаскирована до степени неразличения.

А покамест за окном вновь каплет. День дождливый, а значит Витя Зилов снова дома и на утиную охоту не едет.

Пьеса прочитана в группе "Драматургия"

Комментарии


Хороший анализ. Часто сравнивают "Отпуск в сентябре" с "Полётами во сне и наяву", считая, что их объединяет идея экзистенциального кризиса среднего возраста, многие так видят.
Вы смотрели "Облепиховое лето"? Весь фильм выстроен на том, что Вампилову не даёт покоя судьба его отца, хотя я где-то читала, что тогда такие судьбы были частыми, у половины детей отцов не было - кто на войне погиб, кого репрессировали. Конечно, это накладывало на них определённый отпечаток, но чтобы настолько... Короче говоря, драматургия такая драматургия. Создатели фильма, кажется, пытались уловить вот это вампиловское настроение, как в "Утиной охоте", и не получилось.


Нет, не смотрел. Вообще, к российскому кино отношусь сдержанно. Искусство очень сложное и, как мне кажется, был утерян некий производственный секрет (вроде технологии римского бетона), в результате кино не айс.
И как вам Мерзликин в роли Вампилова?


Мерзликин фильм и вывез, потому что драматургия у фильма, как создатели ни старались, неубедительна. Ну и какое-то внешнее сходство с Вампиловым есть. Кстати, актёр, который играет Николая Рубцова, тоже на своего героя похож. Это из плюсов. Но плюсов мало.


никакого кризиса среднего возраста у Зилова быть не может, ибо в пьесе он молодой человек.


Так это же кризис среднего возраста, а не зрелого возраста, это именно про кризис середины жизни. Не знаю, какова была средняя продолжительность жизни мужчин в советское время, но вот в 2019 году по данным Росстата она составила у мужчин 68,5 лет. То есть 30-35 лет - как раз время для кризиса среднего возраста.

Это так, мои личные размышления)

А рецензия замечательная)


Ну уж, Анастасия, совсем вы нас, мужчин, хотите поскорей в гроб запихать! Родился и сразу же отцвел :) Все-таки у мужчин существует ранняя смертность и если один умер в 20, а второй в 80 лет, то получается, что оба в среднем жили 50 лет. Но соглашусь с блогером Светланой Никифоровой: "Женатые мужчины живут в среднем на 5–8 лет дольше своих холостых друзей. Причиной этому являются более комфортные условия жизни, окружение заботой и любовью. Регулярная половая жизнь служит профилактикой многих сердечно-сосудистых заболеваний, снижая выраженность застойных процессов в сосудах, в частности, препятствует возникновению инфарктов". Женитесь, ребята!
Спасибо за похвалу!


Что-то вы слишком мало вариантов предложили для Вити Зилова, Порфирий Петрович. Почему только негодяй или подонок? На мой взгляд, он потерявшийся, запутанный человек, который пытается "жить легко", в постоянных компромиссах с общественными требованиями и собственной совестью... А в итоге в глазах друзей, жены и своих собственных становится безответственным паразитом. И все мы понимаем, что человек он в общем-то неплохой, но так далеко свои достоинства спрятавший, так много совершающий некрасивых поступков, что и жалко его, вроде бы, но и находиться с ним рядом невыносимо.


Хотел вам напомнить широко известный евангельский рассказ про Христа и грешницу (Ин. 8:2-11), но не буду. Скажу так: вы, Юлия, рассуждаете с точки зрения советского коллектива. А может это не с Зиловым находиться рядом невыносимо, а ему с вами? Вспомните, что он говорит Ирине в своем монологе про охоту: "Только там и чувствуешь себя человеком".


Ошибаетесь, Порфирий Петрович. Во мне коллективизма - ни на грош. Я на Зилова смотрю как потенциальная жена или любовница. И от того, что ему тошно в коллективе, мне, как его возможной спутнице, не менее невыносимо от его вранья рядом с ним.
А на охоте он чувствует себя человеком, потому что ни за что там не отвечает, и ничего изображать не должен. Уткам-то ведь не соврешь...
Я сочувствую ему, но рядом с ним все равно всем плохо. :((


Ну вот, у вас свое мнение, а у меня свое, отличающееся. И это замечательно!
Вы излишне скромны, Юлия. При таких заслугах в организации коллективных игр и клубов на сайте, как у вас, в Союзе вы стали бы видной общественницей, а, возможно, и профсоюзным или комсомольским деятелем. Это комплимент :)