Больше рецензий

24 января 2020 г. 19:47

826

3.5

Подозреваю, что добрая треть всех интересных вещей делается потому, что кому-то стало любопытно, вторая треть - оттого, что кому-то стало тошно, а третья - из-за того, что кто-то задолбался. Конечно я вполне отдаю себе отчёт в том, что эта закономерность вряд ли подтвердится статистически, но во всяком случае, эта книга началась именно так: Альберто Гренадо лишился работы и ему было тошно, а Эрнесто Гевара задолбался учиться в меде и сдавать бесконечные экзамены. Когда же они обнаружили, что оба грезят о путешествиях, то паззл практически сложился; последними деталями стали цель - Северная Америка (чего мелочиться) и средство - мотоцикл "Богатырь II".
Меня положительно преследуют январские мотоциклы! В прошлом году это был "Дзен и искусство ухода за мотоциклом" Роберта Пёрсига, нынче вот - "Дневник мотоциклиста"... Хотя я была немного озадачена названием книги - вряд ли "Богатыря" можно воспринимать всерьез в контексте данной истории: судя по карте, бедняга провез на себе героев очень малую часть этого путешествия, отдав душу своему мотоциклетному богу практически в самом начале пути (уже из Сантьяго он отправился багажом обратно). Конечно, справедливости ради стоит отметить, что к началу путешествия "Богатырь" уже был изрядно побит жизнью, но, тем не менее...
Как по мне, так это вполне себе неплохая книга, я даже не ожидала (после Пёрсига-то). Из минусов: изложение в ней довольно пунктирное, и чтобы прояснить кое-какие моменты мне пришлось лезть в Википедию. Но это и понятно: все путешествие заняло у приятелей семь месяцев, а книга писалась ещё спустя, если не ошибаюсь, год - не до подробностей; да и описывать все их остановки в пути, все подработки в разных местах и разных качествах (от грузчиков до ветеринаров), Гевара, видимо, не захотел, останавливаясь в своем рассказе лишь на моментах, особенно для него важных. Самым неожиданным для меня минусом стал, пожалуй, оборванный конец истории - чтобы выяснить, чем же всё-таки закончилось дело, мне пришлось снова лезть в Википедию, потому что четко оформленного логического завершения у текста нет. "Пишите письма в Боготу" - и всё?
Что касается плюсов книги: язык хорош - богатый и образный; большинство встреченных автору людей и пройденные им места вполне можно себе представить, будь это бедная семейная пара, перебирающаяся с место на место в поисках работы, пациенты лепрозория в Сан-Пабло (аккордеонист с палочками вместо пальцев - ух!), развалины Мачу-Пикчу или горные дороги Перу. Понравилась мне и манера Гевары мягко подтрунивать над происходящими с ним и Альберто событиями - чувство юмора для автора никогда не бывает лишним.
Помимо чисто путевых заметок - как ехали, сколько ехали, окружающие пейзажи и погода - в книге достаточно много наблюдений и размышлений, посвященных окружающей путешественников суровой действительности: благосостояние местных жителей, условия их жизни (чаще всего, скорее - существования) и труда, состояние больниц (где путешественникам приходилось ночевать или подрабатывать), отношение к индейцам и неграм (мне, кстати, показалось, что если по отношению к индейцам Гевара выбирает печально-снисходительный тон, признавая их нынешнее бедственное положение и отдавая должное былым деяниям этих народов, то к неграм он менее снисходителен, описывая их в более негативном ключе как праздных, мечтательных и более склонных к правонарушениям, чем европейцы). И вот эти более редкие описания окружающей действительности задают, как мне показалось, общий сумрачный фон книги. Все бедно, разрушено и если не безнадёжно, то близко к этому... Вокруг неустроенность, нищета и произвол (я так поняла, общение с жандармами у них всегда было своеобразной русской рулеткой), дороги раздолбаны, больниц или нет или они не оснащены, за тяжелую работу зачастую платят гроши (сразу вспоминается веселое исключительно по названию место - Чукикомата), нехватка всего и главное - все будто с этим смирились. На этом фоне как-то нивелируются радостные моменты их путешествия: сразу вспоминаешь и что у героев-то денег постоянно нет, и что у Эрнесто астма что ни день, москиты эти жужжат... Как-то вот не радостно все. И последний текст основного раздела - "Заметка на полях" словно подытоживает эту сумрачность, обещая в будущем революцию, кровь и смерть.
Кто же знал?
И напоследок: все та же Википедия говорит, что Антонио Гранадо тоже написал про это путешествие книгу. И что на основе этих двух книг в 2004 году был снят фильм, который, к тому же собрал приличную такую кучку наград и номинаций.