Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 января 2020 г. 17:30

2K

4 Роман для эмоционального интеллекта

Да, «мир не прост, совсем не прост». Особенно если это современный мир, где люди отчуждены и обособлены друг от друга. Особенно если это мир людей, страстно и глупо мечущихся в стремлении его улучшить и облагодетельствовать, не тратя на это много сил и средств. Особенно если это мир тех, кто желает познать самого себя и слиться с чужой идентичностью в акте любви и милосердия, кто хотел бы быть любимым и принятым. – Все эти «миры» представлены на страницах романа Э. Ридкера, жанр которого не так-то легко определить: вроде бы это не социальная сатира, не семейная сага и не психологическая драма в полном смысле слова, хотя в нем есть место и социальным обличениям, и юмору, и полноценным интеллигентским рефлексиям.

Это был хороший психологический роман, который я бы назвала романом для эмоционального интеллекта. Фактически, автор от лица своих героев рассказывает историю одной не самой неблагополучной семьи, сквозь призму которой демонстрирует читателям все метапатологии современного общества – отчуждение, консумеризм, отсутствие эмпатии, цинизм, депрессию, индивидуализм, - но демонстрирует мягко, почти терапевтически, как неизбежную повседневную реальность, должную быть привычной и глазу, и уму. Он словно задается целью убедить каждого: «Да, все неутешительно, дружок, но, посмотри, живут же люди, и ты проживешь, стерпится - слюбится». После чтения остается неопределенно грустный осадок: да, вроде, все так и есть, и уже почти стерпелось. Но вот слюбилось ли?

В романе четыре главных героя: эгоистичный и амбициозный, но ленивый и, в сущности, пустой университетский профессор Артур Альтер - такой экзистенциальный порожняк, который вряд ли достоин чего-то большего, чем конце концов получил; его супруга Франсин, практикующий в богатом квартале психолог, – взвалившая на себя, фактически, обязанности главы семьи. Почему-то она сохранила в себе нежные чувства к Артуру, позволяет ему витать в облаках и терпит его скупость, равнодушие и социальные выкрутасы, хотя и бывает рада отдохнуть от него (когда он уезжает в Зимбабве, она… становится сама собой?). Казалось бы, она должна стесняться его претензий на свою значительность при всей его никчемности, но все наоборот: она считает своим долгом поощрять его прихоти и истеричные капризы. Почему? Кто поймет… любовь – такая странная штука: хочешь и наступаешь своей песне на горло, да посильнее, как в скарфинге. Их сын Итон, реализующий парадигму внутреннего согласия с самим собой, в первую очередь со своими потребностями и желаниями, живущий, как птица Божия, что «не знает ни заботы, ни труда». И наконец, их дочь Мэгги, переполненная обидами на отца (за себя и за мать) и одержимая идеей абстрактного, а на практике бестолкового и не соотнесенного с реальными нуждами общества, социального служения.

Экспозиция такова, что каждый из них живет в плену собственных иллюзий, рядом, но не вместе. Все они – неплохие люди и, вроде бы, даже семья, состоящая из тех, кто желает друг другу и всем остальным только добра И в то же время понятно, что это лишь хрупкая форма, удерживающая их вместе. Смерть Франсин, завещавшей свои деньги детям, разрушает эту привычную форму: вдруг вскрывается неприятная правда, что их ничто общее не связывает, а семейные роли можно больше не исполнять. Более того, внезапно обнаруживается, что ни один из них, по сути, не представляет собой ничего значимого. Нет, они вовсе не плохие люди, не бунтари и не филантропы, готовые чем-то жертвовать во имя людей или идеи, - они просто никакие. Декларируя некие абстрактные гуманитарные ценности, совершенно не прогретые изнутри личными смыслами, они не так уж и хотят их достигать. Основное, что их изредка беспокоит – собственный внутренний гомеостаз. Все они – фасады, за которыми пустота, ординарность и равнодушие.

Но неожиданно оптимистичным финалом автор дает читающему человечеству надежду: не все человеческое в мире окончательно разрушено, еще можно вернуться от деклараций к поступку. И Мэгги, превращая их страдающие «Я» снова в «Мы», пытается собрать всех под одну крышу и под одну цель в надежде, что все это их снова сплотит.