Больше рецензий

Варичев Алексей (AlexeyVarichev)

Эксперт

Не эксперт, а просто... писатель

19 января 2020 г. 09:28

729

4 Секреты британской кухни.

Помните, как в великом романе Булгакова кот рассказывал длинную и захватывающую историю о своих скитаниях?
"- Вранье! - хором воскликнули все, когда кот закончил говорить.
- И самое интересное в этом вранье то, - добавил Воланд, - что это вранье от первого до последнего слова."
Но тем не менее, история кота всем понравилась.
Все выше сказанное полностью относится и к "Властелину колец", и вообще к творчеству Толкина. Автор не просто врет, а завирается, регулярно противореча самому себе. Например мое любимое, из второй главы первой книги: "Он ведь думал, что Одно исчезло, что эльфы уничтожили его, ведь только так и должно было быть! " Так стало быть, Саурон мог продолжать существовать, даже если б кольцо было б уничтожено? Какого ж лешего он тогда исчез навсегда, когда кольцо нечаянно неуклюже уронили в бездну Ородруина?! Запутался профессор, ему простительно, с ним такое часто бывает. Заграничные филологи не сильны в логике. Но не этот вопрос сейчас по-настоящему интересует меня. Гораздо интереснее, почему, не обращая внимания на все ляпы, мы все взахлеб читаем книги Толкина?
Каждое произведение искусства имеет свою суть и свою внешнюю сторону, как конфета обертку. Этой оберткой во "Властелине колец" является сказочная история, волшебный мир наполненный эльфами, гномами, орками и гоблинами, разными волшебниками, говорящими зверями и ходячими деревьями. К ней присоединяется динамичный сюжет, приключения льющиеся на нас непрерывным потоком. Что же может быть лучше?! Мы все любим сказки. Хотя многие стесняются в этом признаться. Так ведь "Властелин колец" и не сказка официально, это фэнтези, это для взрослых, можно не тушеваться. Итог: перед нами обертка, о какой только можно мечтать. Ее можно разглядывать неделями. Она чудесна. Наверное самая красивая из всех, какие мы только видели в жизни.
А что же внутри? А внутри идеи успешно соревнующиеся одна с другой в реакционности. Начиная от сомнений в аналитическом методе исследований, он якобы не мудр (вспомните диалог Сарумана с Гэндальфом), до идеи о естественной данности власти государей, или до еще более реакционного предположения об абсолютности добра и зла. Оказывается добро и зло вовсе не порождение общественной жизни человека, это нечто существовавшее отвеку. А стало быть, можно делать все что угодно, любые преступления, и оставаться при этом добрым, если ты по определению добр, и наоборот, сколько бы полезных для человечества поступков ты не совершил, все-равно останешься злым, если тебя уже определили во зло по определению. Это все весьма мрачно. Можно даже сказать, что книга напоминает то самое кольцо, о котором рассказывает. Безупречное внешне – квинтэссенция зла внутри, всеподчиняющая злая сила. Добро пожаловать в Великобританию, друзья мои. Именно так Британия когда-то расползлась по земному шару на львиную долю его поверхности. И именно все на тот же, когда-то прекрасно работавший метод, делает она ставку и сегодня, пытаясь избегнуть исчезновения.
Но не хочется заканчивать мыслями о тяжелом. Скажу лучше, за что я люблю нашего читателя. За его уникальную способность, взять предложенную ему отравленную конфету, в прекрасной обертке, обертку развернуть, рассмотреть, восхититься, вставить в рамочку и повесить на стенку, а конфетку выбросить, или вообще, по рассеянности забыть где-нибудь в глубине кармана, начисто запамятав о ее существовании полностью увлекшись красотою обертки. Скорее всего, это самый правильный подход из всех какие возможны. Зачем же отказывать себе в прекрасном увлекательном чтении, если внешне оно безупречно? Зачем усваивать скрывающиеся в нем чуждые мысли? Гораздо лучше и правильнее их и совсем не заметить. И тогда, творения Толкина будут для нас как кольцо Всевластия для Тома Бомбадила: забавная вещица, не более того, ни мы над ней, ни она над нами власти не имеем.