Больше рецензий

17 января 2020 г. 17:01

4K

5 Хорошая мина при плохой игре

«"Мы им покажем!" - с восторгом думала она, включая в эту категорию всех, кто ранее подвергал сомнению мудрость её поведения».

Три любви одной и той же женщины, страдающей скрытым нарциссизмом… Но если под любовью понимать ориентацию характера, определяющую отношение личности к миру в целом, то любовь представляется всё-таки в единственном числе, лишь по-разному проявляясь в зависимости от её объекта (подобно океану, меняющему имена при омывании других берегов). В книге последовательно рассматриваются три объекта любви нарциссической героини: муж, сын и Бог. Будет ли что-то общее в проявлениях любви к ним? Наверняка!

«В этом невыразимом хаосе эти три любви безумно соединились, таинственным образом превратившись в триединство».

Героиня романа Люси идёт по жизни с высоко поднятой головой, чтобы ненароком с неё не свалилась драгоценнейшая картонная корона под громким названием ГОРДЫНЯ (нарциссическая гордость). Сама себя короновавшая героиня вызывает одновременно и неприязнь, и жалость. Поступки и мысли Люси порой порождают негодование, а её страдающая душа – сочувствие и сострадание. Но, собственными руками разрушая свою жизнь, эта женщина, конечно, предпочитает обвинять во всех бедах окружающих. Ведь в правильности и нерушимости личных внутренних ориентиров она нисколько не сомневается. Но никто не может нам навредить так сильно, как это делаем мы сами, забывая о своём долге по отношению к жизни и к самим себе.

«Хотя Люси не считала себя мученицей, на самом деле её как будто подвергали гонениям – и этим преследователем была она сама».

На мой взгляд, очень показательным стал случай с заболевшим зубом, когда проявилась подлинная сущность героини. Гордыня не позволила ей обратиться за помощью в бесплатное лечебное учреждение. И она предпочла удалять зубы без анестезии (чтобы сэкономить), но зато в платном. А ведь могла бы, наверное, поступить наоборот: заплатить только за анестезию. И это была бы та же сумма. Её склонность к самоистязанию и бессмысленной жертвенности вызывает, как минимум, недоумение.

«Суть её жизни сводилась к следующему – отказывать себе во всём во имя окончательного величайшего удовлетворения. Никакая жертва для достижения этой цели не была чрезмерной».

Отношение Люси к безвольному, подверженному чужому влиянию супругу и, по её мнению, принадлежащему только ей сыну (как к объектам любви) было собственническим и безжалостно-поглощающим. Например, занимаясь (как ей тогда казалось) продвижением мужа по службе, она совсем не считала нужным посвящать его в свои планы, касающиеся его непосредственно. И даже трагическая гибель супруга, косвенной виновницей которой была именно Люси, абсолютно ничему её не научила и не заставила усомниться в правильности выбранной стратегии поведения.
Свою личную жизнь вдова устраивать больше не пожелала, хотя предложения были. А место мужчины в её сердце занял сын. Почему-то она решила, что ребёнок будет доволен и благодарен ей, если она лишит себя женского счастья и превратит взрослеющего мальчика в единственный смысл собственного существования. Отдавать его какой-либо выбранной им девушке она вообще не собиралась. Но сынок оказался разумнее Люси и пресёк материнские поползновения на его личную жизнь. И это естественное отстаивание собственных границ и интересов было воспринято странноватой мамашей как подлое предательство.

«Она, бедняжка, сама себе худший враг».

Доказать собственную правоту для Люси было важнее счастья. Всё должно быть только так, как задумала она, а окружающие обязаны под неё подстраиваться. Ведь она всегда права! И двух мнений тут быть не может.

К сожалению, в своём плодово-ягодном женском возрасте (в 45, как известно, - ягодка опять!) героиня умудрилась внешне превратиться в жалкую старуху. Ну, а как же там корона-гордыня? Да с ней-то как раз всё в полном порядке, на прежнем месте она. Люси удалось-таки сохранить это уникальное сокровище до конца дней своих. Честь и хвала героине за такой подвиг! Ну, а то, что корона эта приблизила смертный час своей носительницы, следует, видимо, считать расплатой за фантастическое сияние её фальшивых камней.

«Разве сравнится её любовь к мужу и сыну с нынешней любовью к Христу?».

После доставленного "неблагодарным" сыном потрясения Люси обратилась к Богу. Правда, в монастыре, куда охваченная религиозным пылом героиня отправилась для соединения с третьим объектом любви, корона-гордыня была временно изъята и спрятана на хранение вместе с другими вещами. Без неё же Люси начала угасать и совсем слегла, после чего ей указали на дверь, вернув личное имущество. Вновь водрузив на голову свою привычную корону, ослабленная болезнью героиня решила срочно уехать из больницы к сыну, вопреки здравому смыслу и убедительным рекомендациям сначала долечиться. Но Люси снова проявила завидную твёрдость и непреклонность в деле разрушения собственного здоровья и жизни. Ведь для неё главное – кому-то что-то доказать, поступив по-своему. А кому, что и зачем, это уже не столь важно…

«Эта тьма – не сад, а вселенная, через которую приходится пробираться вслепую. Её любовь к мужу, к сыну, к Иисусу – одна и та же любовь, и она бессмысленно повторяется».

Комментарии


Я книгу не читал, и о характере героини рассуждать не могу. Но обратил внимание на последний абзац, видимо, цитата из самого Кронина, но даже в этом случае не могу с ним согласиться. Нельзя сравнивать, и уж тем более объединять, любовь к сыну, к мужу и к Богу. Это совершенно разные чувства и то, что для выражения их мы пользуемся одним словом, говорит о несовершенстве нашего языка, вводящим нас же в заблуждение. Недаром психологи пишут целые книги, в которых придумывают специальные термины для конкретизации.


Да, все приведенные цитаты взяты из романа. Безусловно, каждый частный случай необходимо индивидуализировать. Но это не отменяет и общих черт, присущих отношениям одного и того же человека к разным объектам любви. Ведь большой отпечаток на любые отношения накладывают установки личности и особенности её характера. Но это, конечно, не означает, что разные виды любви ничем не отличаются друг от друга.

Многое зависит ещё и от того, что именно мы называем любовью. Если любовь считать только чувством, то это будет одна история. Если же расширить это понятие и понимать под ней (как я написала в начале отзыва) ориентацию характера, определяющую отношение личности к миру в целом, а не к конкретному объекту, то любовь будет определяться не объектом, а способностью любить. Мне кажется, что Кронин в этой цитате как раз и имеет в виду такую любовь.


то любовь будет определяться не объектом, а способностью любить.


Думаю, что определяться она в любом случае будет совокупностью этих факторов. Возьмем: любовь к ребенку - а, к мужу - b, к Богу - с. И возьмем некий характер, один из d, e, f, g, h и т.д.
Предположим, у героини случай g. Мы же не будем утверждать, что a*g равно b*g или c*g?


Абсолютного тождества, конечно, не будет, но общность всё равно может прослеживаться. В финале романа как раз и проявляется эта общность. Способность любить зависит от ориентации характера, а не от объекта. Например, человек с непродуктивной ориентацией (как наша героиня) на подлинную любовь не способен вообще, так как у него осталась неразвитой потенциальная способность любить. Но он способен на псевдолюбовь, которую ошибочно принимает за любовь истинную, так как на поверхности они похожи.


Это уже трюизмы, рассуждения о любви и псевдолюбви, конечно же, отправляют к определенной психологической школе, потому что так называемая "псевдолюбовь" существует только в мозгу некого классификатора, отталкивающегося от неких, им самим определенных , условий.
Для субъекта же то, что чувствует как любовь и есть любовь. А вот тут как раз и можно рассматривать её в условиях его характера, но нельзя полностью концентрироваться только на нем, еще есть культурные и национальные установки, в случае с героиней Кронина, скорее всего, следует рассматривать её не как некий характер сам в себе, а как типичную представительницу белой женщины викторианской или поствикторианской эпохи (потому как плоды воспитания проявляются и после окончания периода, породившего их), живущей в определенном достатке.


Для субъекта же то, что чувствует как любовь и есть любовь.

Но ведь далеко не всё является тем, чем кажется. Симбиотическая зависимость (например, садо-мазохистская) может ощущаться как любовь. Но разве она ею является? Любовь – это созидательная сила, а не разрушительная.


Про "созидательность" любви - очередной трюизм, основанный на ничем не доказанной якобы истине. В философском определении этого термина

Любовь Универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая в своем содержании глубокое индивидуально-избирательное интимное чувство, векторно направленное на свой предмет и объективирующееся в самодостаточном стремлении к нему. Л. называют также субъект-субъектное отношение, посредством которого реализуется данное чувство. Для носителя Л. она выступает в качестве максимальной ценности и важнейшей детерминанты жизненной стратегии, задавая специфическую сферу автономии: нельзя произвольно ни вызвать, ни прекратить Л., ни переадресовать ее на другой предмет.

нет ничего о созидательности...


Ну, так здесь же идёт речь о любви как о чувстве. А некоторые (в том числе и Кронин, как мне показалось) считают её более широким понятием.


Короче, кто как хочет, тот так и считает :)


Так именно в этом и заключается сложность разговоров о любви. Каждый подразумевает что-то своё. Слишком уж она многогранная, эта любовь. )


И как следствие таких разговоров - полная их беспредметность...


Ничего себе, какая здесь неприятная героиня((
По аннотации я думала, что книга вообще о другом:)


Я тоже сначала думала, что книга будет о другом.
Да, героиня не очень приятная. Но всё равно жалко её, сама себе жизнь разрушила.


Вызвала сочувствие - уже неплохо)


Очень интересная рецензия, надо обязательно прочитать книгу, у Кронина только «Звёзды смотрят вниз» читала.
А вот классный «диспут» у вас с Серёжкой получился, несмотря ни на что!:)
Думаю, на первом месте (неважно, у мужчины или у женщины) всегда должно быть «я» - само у себя. Ведь если «я» отсутствует - нечего и близкому человеку дать. Часто жертвенная любовь - «все для других», оказывается иллюзией - мы просто пользуемся этими людьми, чтобы закрыть свои дыры. У самой внутри пусто - почерпну от ближнего. Самой с собой одиноко и неуютно - буду все время рядом с кем-то. Но затыкать свои пробелы другим человеком - бессмысленно. Жертвующие собой в любви люди в конечном итоге накладывают на тех, кого любят огромные долговые обязательства.


Спасибо, Оксанчик! Полностью с тобой согласна! Кто не любит себя, а якобы любит только других, на самом деле не способен любить вообще. А нарциссизм, эгоизм, гордыня являются проявлением неосознаваемой и разрушительной ненависти к себе, а не любви. Чем больше в человеке этих негативных качеств, тем меньше развита у него способность любить. А чтобы причинять добро и пытаться делать счастливым другого, надо, наверное, сначала полюбить себя, стать счастливым самому, чтобы потом этим счастьем и любовью делиться.


Даже и не знаю, что сказать? Содержательно - у вас с Сергеем всё сказано, исчерпывающе. Относительно литературного образа - не читал книжку. Такой человеческий тип - да, встречается. Почему люди такие? Один из "подвидов" того, что вообще есть в человеческой породе. Стремление к самоутверждению во всём - скорее всего её ни в грош не ставили в детстве - вот и компенсация готова.
Вспомнилась почему-то Кабаниха. Наверное, такое же типаж


Огромное спасибо, Александр, за проявленное внимание к моим скромным отзывам!)))


Вы же знаете, что мое внимание к Вашим текстам, Лютик, отличается постоянством!


О, да! Конечно, мне это известно! Ваше внимание, Александр, очень ценно для меня. Знаете, ведь я даже сама себе завидую.) Более того, это Ваше постоянство в данном конкретном случае, как это ни странно, ни в коей мере не является признаком ограниченности. Оно, наоборот, свидетельствует о развитии. И мне очень лестно быть причастной и способствовать яркому проявлению Ваших лучших человеческих качеств. Особенно если учесть, что я в курсе Ваших высочайших достижений в области спорта. Вы, конечно, понимаете, какого рода прыжки я имею в виду.)))

Короче, спасибо тебе, мой боевой друг!
Сохраняй это постоянство и дальше. Буду ОЧЕНЬ рада! )))