Больше рецензий

margo000

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 ноября 2011 г. 11:54

963

5

Вот так в один день могут у человека появляться любимые книги. Вот просто "из ниоткуда"(с).
Впрочем, что это я говорю?! Появилась она из игры "Книжный сюрприз", благодаря выбору дорогой Женечки Lettrice , приславшей мне бонусную посылку!!!

Итак, я читала и просто наслаждалась!!! И новым взглядом на известные (давно изученные и изучаемые, но по-прежнему очень любимые) имена и книги! И спорными моментами! И в целом - сознанием того, что авторы этого альтернативного учебника литературы (ведь можно так назвать, правда?!) тоже любят то, о чем пишут. Но любовь их более свободная и не задавленная стереотипами.

Прочитав во вступлении нижеприведенные строки, я сначала заметалась: где? где они подсмотрели мои мысли???

...твердо усвоенное в школе преклонение перед классикой мешает видеть в ней живую словесность. Книги, знакомые с детства, становятся знаками книг, эталонами для других книг. Их достают с полки так же редко, как парижский эталон метра.
Тот, кто решается на такой поступок – перечитать классику без предубеждения – сталкивается не только со старыми авторами, но и с самим собой. Читать главные книги русской литературы – как пересматривать заново свою биографию. Жизненный опыт накапливался попутно с чтением и благодаря ему. Дата, когда впервые был раскрыт Достоевский, не менее важна, чем семейные годовщины.
Мы растем вместе с книгами – они растут в нас. И когда-то настает пора бунта против вложенного еще в детстве отношения к классике.



Ну и дальше понеслось!...
Мне понравились все главы.
С жадностью читала:
- и о метком пародийном изображении Фонвизиным не невежества, как мы привыкли думать, а как раз нелогичности наук и многих знаний, показанном через сцену с Митрофанушкой (помните:"Дверь?.. прилагательна!" - сразу вспоминается книга Чуковского "От 2 до 5", где дети порой более точно глядят в суть предмета);
- и об основоположнике российского диссидентства Радищеве (да, и я всегда говорю, что сила его - не в писательстве!);
- и о создателе не литературного жанра, а этической системы Крылове (и это я вдруг осознала: Почти ровесник Карамзина, он был на 30 лет старше Пушкина и на 45 -- Лермонтова, и пережил их всех.);
- и о "божественном эгоизме" Пушкина;
- и о "добросовестном комментаторе эпохи" Белинском;
- и о "мещанской трагедии" Островского "Гроза" (да, и я всегда чувствовала иррационализм драмы Катерины),
- и о "несвершившемся человеке" - так назвали героев Чехова авторы учебника, а также о героях его пьес, которые "мечутся по сцене в поисках роли" (я всегда примерно об этом говорила при обсуждении чеховских пьес),
- и....

Я в этом отзыве проскочила галопом по Европам, жадно оглядывая всю книгу и желая и то вам показать, и на то намекнуть - чтоб убедить: стОит, стОит читать!!!! И учащимся-студентам, и преподавателям, и всем читателям, для кого имена русской литературы 19 века - не пустой звук...
Вам будет легко, уютно и интересно пробегаться по любимым страницам классики и замечать новые нюансы, порой меняющие ракурс восприятия книги...

Комментарии


Вот еще один момент - не влез в отзыв))

Как раз про меня и про мое отношение к урокам литературы. Авторы-то пишут об этом с долей иронии, а я вот именно так и отношусь...

Идея «литература – учебник жизни», к которой со временем свели творчество Белинского, превратила словесность в особый учебный предмет – жизневедение. Персонажи стали примерами, на судьбе которых разбирались модели взаимоотношений – мужчины и женщины, труда и капитала, поэта и толпы. По сути, вся наша классика в школьный интерпретации – вид нравственной доктрины, своеобразный суррогат религии.



Здесь утрируют, конечно, Вайль и Генис, а я вот и преподаю именно "жизневедение" на примерах худ.произведений и биографий писателей.......


Мне эта книга попалась как раз в школе и здорово пригодилась )


Я ещё в процессе чтения нахожусь. Но могу сказать, что довольно-таки альтернативный взгляд представлен в книге. Можно сказать, что у меня идёт ломка стереотипов, заложенных школой...


Да, пригодился-то пригодился. Но если сравнение "Тараса Бульбы" с "Иллиадой" учительницу приятно поразило, то из-за взглядов авторов на Базарова мы с ней ругались на весь класс :)


Спасибо за наводку! Действительно полезно и интересно. Вот только странно видеть Гоголя на обложке.:)


Альтернативный взгляд на русскую литературу... А готова ли его принять современная российская школа? Или книжку лучше читать после экзаменов?


Ох, хороша рецензия! Добавлю в хотелки.

ЗЫ: обложка у книги крышесносная!


Дорогая margo000 !
Огромное спасибо за рецензию! И еще - искренне рада, что книга - понравилась и, главное, пригодится на практике (ведь так? ;))
А под цитатой, отмеченной Вами, могу сама чистосердечно подписаться ;) Потому как только теперь, спустя несколько лет после окончания института, могу.. м-м.. "позволить" себе воспринимать классику просто - как действительно интересное и во многом неоднозначное чтение, а не как замшелую древность/набор этических правил и норм/"дОлжное к прочтению"/и проч.
Что же до постулата: "литература - учебник жизни" - хотелось бы процитировать высказывание одного некогда любимого мною автора:
"Литература учит нас одному - не соглашаться". В данном случае "не соглашаться" - значит, имхо, "думать своей головой", анализировать, а не "принимать слепо и бездумно", априори.. И именно этим - побуждением к спору и работе мысли - и ценна в первую очередь данная книга ;)
Еще раз - спасибо!!!
P.S.: И да, надо бы при случае и самой ее перечитать.. ;)


как интересно=)
Давно думала перечитать классику, а тут еще такая наводка. Осталось понять - за что же браться первым))