Больше рецензий

15 января 2020 г. 18:06

680

5 Неоправданная амбициозность Наполеона

Свое знакомство с отечественной классикой я начал именно с этой книги Достоевского. Скажу сразу, к слогу автора были явные претензии, к нему нужно привыкнуть. Происходит это лишь после того того, как читатель осилит пятую часть произведения. Что касается содержания, то здесь Ф.М. просто поражает своей передачей мук совести, которые суждено испытать главному герою. Есть над чем задуматься на тему социального равенства. Действующие лица прописаны полностью. Мастерство автора раскрывается в полной мере тогда, когда ты случайно влюбляешься в негодяев, начинаешь презирать, казалось бы, добросовестных и благожелательных. И происходит это где-то в подкорке. На уровне подсознания образ представительницы древнейшей профессии кажется гораздо приятнее работящей российской женщины, а дотошный полицай, который постоянно путается под ногами, а образ его приглядным назвать не получается, проявляет удивительные интеллектуальные способности. За некоторыми диалогами наблюдаешь, как за шахматной партией гроссмейстеров. Наиболее приятным и соответствующим своей ролевой позиции персонажем оказался товарищ Разумихин. Принято говорить, что Раскольников олицетворяет образ "вечного студента", однако это далеко не так. Более него этого звания заслуживает именно лучший друг – Дмитрий, который, несмотря на постоянство финансовых проблем, находит пути их преодоления, сохраняет бодрое расположение духа, ну и чего таить – никогда не бывает трезвым. Родион Романыч в разных частях произведения вызывает противоречивые чувства, однако сошлемся на авторскую задумку, а за константу возьмем извечную тревогу, которую читатель переживает настолько же сильно.

Преступлением здесь становится не убийство, а попытка перешагнуть за черту, не обладая при этом достаточной силой воли. И наказание здесь – как бы иронично не звучало, это его отсутствие... В качестве одного из нитью проходящих заключений стоит выделить такой, казалось бы, простой, но от этого не менее важный навык – уметь себя прощать. Раскольников не умел, а умеем ли мы?..