Больше рецензий

Aedicula

Эксперт

Временно в нечитабельном сумраке

14 января 2020 г. 19:53

2K

3.5 Умерла, так умерла

Когда на ночь хочется пощекотать нервы, что может быть лучше историй о привидениях? "Остров мертвых" - это сочетание традиционного японского кайдана и мелодрамы, которая просто создана для сериала. Хотя не исключено, что и аниме бы по сюжету получилось бы очень соответствующим, по крайней мере, некоторые диалоги и сцены будто просятся в анимационную обработку.

На мой взгляд, опасаться мистики и ужасов книги не стоит даже особо слабонервным. Всего очень понемногу, без лишних нагнетаний - изначально, все проявления ужасов на уровне "а? показалось" и только к концу, когда разворачивается "восстание мертвецов", тоже уже никакого ужаса не испытываешь, так как уже неоднократно подготовлен к этому исходу в сюжете и даже нетерпением ждешь начала действия.
Сам кайдан, на мой взгляд, получился достаточно колоритным - действие происходит на острове Сикоку, в месте, по легендам наиболее близкому к царству мертвых, благодаря чему на острове сохранились многие старые верования и традиции, строго соблюдаются религиозные праздники и обряды, совершаются священные паломничества и шаманские обряды, во время которых можно пообщаться с усопшими. Конечно, последнее крайне не приветствуется, потому что мертвых беспокоить не годиться и лишний энтузиазм в этом деле может привести к большим проблемам, как и получилось в этой книге.

Сам сюжет достаточно прост и прозрачен, что все изначально заложенные тайны довольно быстро получают свое объяснение. Молодая девушка Хинако, возвращается в родную деревню на Сикоку, чтобы осмотреть бывший дом своих родителей и решить, как с ним поступить дальше. Буквально в пути, девушка узнает, что самый близкий ее человек, который был в детстве - ее лучшая подруга Саери, уже давно погибла, и это слегка омрачняет Хинако возвращение в родные места. Но так получилось, что приезжает она на кануне праздника Бон (дня Поминовения всех умерших) и еще попадает на встречу одноклассников, на которой встречает свою школьную любовь. По закону жанра, между ними сразу проскакивает искра и под предлогом осмотреть давно забытые окрестности, Хинако и Фумия решают погулять по острову, повспоминать былое, пока потусторонние силы не решают вмешаться в эту идиллию.
Сначала интересно закладывается интрига по поводу настоящих отношений между Хинако и Саери, когда Хинако вдруг выясняет, что ее подруга не относилась к ней с той же привязанностью, как Хинако, однако этот момент скоро сходит на нет - никаких особенных причин ее не любить у Саери не было, просто та считала себя во многом лучше Хинако, а шататься по окрестностям двоем все-таки веселее. И подобных нераскрытых интриг в книге множество, вроде что-то закручивается, а при раскрытии понимаешь, что вряд ли оно стоило того внимания.
Образ самой Саери, вернувшейся неупокоенным духом, вышел наиболее интересным. С одной стороны, это сильная инфернальная личность, с другой, это одинокая девочка-подросток, которая случайно лишилась всего, ради чего жила. Саери всегда знала себе цену и четко видела, чего хочет от жизни, и явно бы получила бы все это, если бы не трагическая случайность. Ведь Фумия любил ее, хоть и не осознавал этого, и ей требовалось лишь вырасти, чтобы Фумия сам понял это. Поэтому концовка хоть и печальна, с другой стороны, если рассматривать смерть как продолжение жизни, где душа Саери будет продолжать существовать, ее маленькая победа над Хинако оправдана.

Интересный вопрос в размышлению, возникающий после прочтения, заключается в том, все-таки как рассматривать возвращение умерших - как не лишенное своих плюсов явление или совершенно не допустимое мероприятие, которое пусть лучше идет так, как ему определено? Таких разных точек зрения придерживаются родители Саери - отец полностью за четкое разграничение между миром живых и мертвых, чтобы мировая гармония была неукоснительно соблюдена, а мать, в надежде спасти свой оборвавший шаманский род, готова совершить любое колдовство, лишь бы вернуть Саери к жизни. Выбрать, кто из них больше прав, сложно, так как обе стороны имеют свои аргументы в пользу своего решения. Другое дело примеры, помимо Саери к жизни возвращаются еще персонажи - любовник соседки, погибший в молодости и жена лавочника с тремя детьми, намедни случайно попавшие под машину. Лавочник, еще недавно совсем сокрушенный своим горем, получает благодаря этому событию большое счастье. Для соседки же это встреча с любовью молодости заканчивается совершенно плачевно, после чего и напрашивается вывод, что было бы лучше, если бы некоторые мертвецы оставались в своих могилах. Но либо все, либо никто.