Больше рецензий

12 января 2020 г. 20:34

481

1.5 Как с помощью имён известных людей можно завысить ожидания, а потом разрушить их с помощью прочтения книги?

картинка Caramelia
Пиа Юль — датская писательница — привлекла к себе внимание после написания психологического триллера «Убийство Халланда». В аннотации указывается, что такие писатели, как Ю Несбё и Томас Эспедал, числят этот роман в числе своих фаворитов. В Дании же эта книга — самое крупное литературное событие (книга написана в 2009 году). Читая такие слова в аннотации, у тебя закладывается определённое ожидание от книги. Ты ждёшь что-то невероятное, необычное, интригующее, увлекающее. Я постоянно говорила и буду говорить, что подобные описания могут подпортить впечатление, если вдруг читателю не понравится книга. У меня уже были такие случаи, и порой непонятно, вот так восхваляют книгу, но «за что?». Если говорить именно об этой книге, то она мне скорее не понравилась, чем понравилась. Очень много сомнительных для меня моментов, а также сама развязка показалась скучной и примитивной. Но говоря о психологическом элементе книги, то здесь несколько иная ситуация, потому что следить за главной героиней было намного интереснее, чем за сюжетом. Но обо всё по порядку.

Сюжет, задумка, персонажи:

Главная героиня — писательница по имени Бесс. Её жизнь протекала довольно спокойно: работа, любимый человек, ежедневные хлопоты. Обыденная жизнь, в которой не было никаких эксцессов. Но в одно «прекрасное» утро всё изменилось: проснувшись ото сна из-за необычного шума, Бесс узнаёт, что её муж по имени Халланд мёртв. Прямо перед их домом. И жизнь теперь поменялась. Теперь предстоит расследование по поводу убийства гражданского мужа Бесс, но не всё так просто, так как очевидцу показалось, что мужчина напоследок сказал, что «Меня убила моя жена». Закручивая так события, автор привлекает к сюжету внимание, и, несомненно, хочется узнать развязку, потому что обстоятельства весьма необычны и даже загадочны, когда история начинает раскрываться.

Прежде всего нужно остановиться на Бесс, главной героине книги. Бесс, как уже было указано, — писательница. О её популярности сложно говорить, здесь чётко не указывается этот момент, но можно сделать вывод из всех деталей, что она всё же была известна, её приглашают на лекции, её романы цитируются и разбираются. У этой женщины достаточно сложное прошлое, которое оставило свой след на её личности. Дочь по имени Эбби не желает с ней общаться в силу некоторых ситуаций, которые произошли 10 лет назад. Семья тоже отвернулась от Бесс. Представьте себе ситуацию, когда от вас, по сути, отворачиваются и вспоминают лишь тогда, когда случается что-то плохое (и то не сразу, если говорить о Бесс). Тяжелое прошлое, которое связано с настоящим, ведь до сих пор очевидна боль женщины по поводу семьи и дочери. Бесс кажется весьма неспокойной женщиной (хотя кто был бы спокойным в такой ситуации), порой истеричной. Не могу сказать, эта личность вызывает симпатию, скорее только сомнение и противоречие. С одной стороны, Бесс привлекает тем, как она реагирует на трагическое событие, но с другой стороны, некоторые моменты её поведения непонятны для меня. Под конец книги у меня сложилось противоречивое мнение об этой женщине, потому что до конца я не смогла понять её. Вроде автор пытается раскрыть её с помощью воспоминаний, событий в настоящем, появления неожиданных людей в её жизни. Описывать её отношения с людьми тоже не так-то легко, потому что её поведение скачет то туда, то сюда (стоит вспомнить момент с её соседом). Возможно, героиня и не должна вызывать симпатию.

В книге есть и другие персонажи, который в той или иной мере участвовали в развитии сюжета. Среди них можно отметить Фундер, следователь по делу убийства гражданского мужа Бесс; Эбби, дочь Бесс (в частности, Эбии показывает иную сторону Бесс, помогает лучше понять героиню); Халланд (в воспоминаниях; складывается впечатление, что этот человек крайне заботливый, «уютный», дальновидный, спокойный); Трольс (бывший муж Бесс); сосед Брандт (весьма странный персонаж, но сыграл важную роль в сюжете) и др. Если говорить в целом о персонажах, то… я даже не знаю, что сказать о них. Не могу сказать, что я впечатлена кем-то из них. За короткое время я не смогла проникнуться к кому-либо, они все кажутся слабо раскрытыми (сама книга небольшая, к слову). Бесс более всего раскрывается, но её тоже сложно понять. События настолько смешаны и короткие, что не складывается общая картина. Это как вспышки, которые возникают перед глазами, и сразу же исчезают. Не закрепились персонажи в голову, вот и всё. Но то, как показано общение между персонажами, как выстроены взаимоотношения, это интересно. Особенно то, что датчане даже к незнакомым людям обращаются на «ты». Эта особенность порой осложняла чтение и непонятно становилось, знает ли персонаж с кем разговаривает или нет. Но в то же время добавляла некий шарм в диалоги, становилось более интересно при прочтении, потому что появлялась загадка, которая разнообразила сюжет. Чувствуется недосказанность в историях персонажей: мне не хватило большей истории о них, не хватило даже маленьких деталей, которые помогли составить адекватный профиль персонажей. А так, даже нет желания обсуждать.

Останавливаясь на сюжете, я бы отметила то, что в целом он не впечатлил. Я обожаю подобного рода триллеры, особенно, когда в них раскрываются люди. Порой это даже интереснее. Но здесь ни того, ни другого. Если внимательно вчитываться в текст, то последовательность дальнейшего сразу же сложится (либо просто вас развязка не удивит). Кульминации как таковой в книги нет. Есть плавный переход к концовке, в которой делаются (явные) намеки на то, кто же это совершил. Тут нет очной ставки, нет охов-ахов, сцен признания. Это интересный метод, когда нет чёткого деления между началом, завязкой, кульминацией и концовкой. Здесь это общая конструкция, в которой вписаны персонажи и их история, но прежде всего Бесс, которая узнаёт много нового о Халланде, о людей, которых она знала. То, что оставлено в прошлом, возвращается.

Выводы:

Книга не впечатлила, от слова совсем. Я не нашла тут гениальности и сверхвыдающегося прорыва. Возможно, что-то упустила, но под конец я постоянно задавалась вопросом: что же именно тут привлекло людей? Книга как калейдоскоп событий, в которых Бесс пытается разобраться что к чему. На протяжении всей книги пытаешься раскрыть её, но не получается, потому что события настолько быстро сменяют друг друга, что порой кажется, что что-то упустил. Читается сложновато из-за особенности датского обращения к незнакомым людям, из-за стиля изложения автора. У меня даже рецензия не особо охотно движется, потому что сложно писать по тому, что не впечатляет и что критиковать не получается даже. Стоит ли читать книгу? Я бы не советовала, пустая трата времени.
картинка Caramelia