Больше рецензий

11 января 2020 г. 20:58

348

5 Рецензия на роман "Аддикт"

Все мы с детства знаем, что помогать людям – правильно. Переведёшь бабушку через дорогу, одолжишь ручку приятелю на уроке – и вроде как молодец.
Но понятие «помогать людям» становится куда менее абстрактным, когда на собственной шкуре узнаёшь, как эта помощь может быть необходима. Когда без других не справиться. Когда мир вокруг рушится, и ты сам рушишься. И вот ты уже – не совсем ты.
Герои книги Алисы Чалис, в большинстве своём, очень хорошо понимают, что такое «помогать людям». Если не принимать во внимание жанр и антураж, то можно сказать, что роман «Аддикт» рассказывает об обыкновенных ребятах, которые, по большому счёту, возвращают другим самих себя. Ну, или, по крайней мере, стараются вернуть. Они работают в секретной организации «Око», которая занимается лечением людей от аддикции. Слово «аддикция» в романе имеет не совсем привычное значение – здесь это болезнь, которая в конце концов может превратить человека в монстра. Так что очень важно успеть помочь вовремя. А если не успел – то очень важно забыть, что получившееся чудовище когда-то было человеком.
Только вот проще сказать, чем сделать. Особенно при отсутствии опыта. Главная героиня романа, Лиля Цветкова, как раз новичок в «Оке». У неё хватает недостатков, однако, девушка она очень добрая, отзывчивая и впечатлительная. Отсюда, как водится, и растут её проблемы.
Образ Лили рисуется достаточно чётко. Вчерашняя школьница, с розовой резинкой в волосах, влюблённая в своего напарника… в общем, тут можно было бы поставить ярлык «блондинка», однако в «Аддикте» ярлыкам совсем не место. Это довольно мрачная, а местами даже жестокая книга, и потому предполагать, что подростковая влюблённость увенчается весёлой пышной свадьбой, будет несколько наивно со стороны читателя. Да и не до свадьбы там, честно говоря.
Главные плюсы романа – это сюжет и атмосфера. Москва и монстры – это всё мы как будто уже неоднократно видели, однако, автор умудряется смешать данные ингредиенты совершенно особым образом и преподнести в итоге оригинальное блюдо.
Герои. Герои здесь – живые и какие-то свои. Каждый чем-то похож на тебя. Именно поэтому восприимчивый читатель за всей этой секретностью, страшным словом «Контракт» (с прописной буквы и курсивом) и прочей терминологией чувствует уязвимость обыкновенных людей. В этой уязвимости – особая прелесть «Аддикта».
Кстати, наверное, стоит признать, что не всяк сразу вникнет и запомнит сленг охотников, то есть работников «Ока», но с подобной проблемой можно столкнуться в любом фэнтези. В данном случае, кстати, едва ли это проблема – восприятию текста, мира, а следовательно, работе воображения читателя оно не мешает. Как и в прочих случаях, постепенно привыкаешь и запоминаешь.
Текст. Текст читается легко, а ещё иногда воспринимается как что-то личное – может, не в последнюю очередь из-за решения Алисы Чалис оформлять мысли героев курсивом, без кавычек. Любопытный эффект. Иногда чувствуется, что «Аддикт» – первый роман автора, но это вовсе не повод для придирчивого читателя вооружаться лупой и остроумием. Хотя бы потому, что простоватая поначалу манера письма постепенно меняется, становясь более зрелой – так же, как меняется, взрослеет героиня. И всё это происходит подозрительно параллельно, заставляя усомниться в случайности совпадения.
Мир. О мире, в общем, было сказано выше, но в первую очередь, конечно, следует помнить о том, что мир «Аддикта» – это Москва. Не «мегаполис-столица-цены-пробки», а Москва человеческая. Москва, в которой учатся, взрослеют, влюбляются. Смотрят кино. Слушают музыку – особенно русский рок. Дружат.
Ну, и работают. Помогают людям, да.
В общем, «Аддикт» – книжка для тех, кто любит городское фэнтези, неожиданные повороты сюжета, психологию и простые современные истории. Книжка о любви и о других эмоциях. И в какой-то степени о нас с вами.
Потому что все мы немножко «аддикты».