Больше рецензий

NataliP

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 января 2020 г. 16:53

1K

4 Дьявол рядом - он внутри

Несмотря на то, что эта книга полнокровный детектив, она вышла за рамки жанра, и в этом ее несомненное достоинство. Пусть я в который раз убедилась, что психологического триллера или детектива, который встал бы для меня выше "Киномании" Рошака пока нет и не видно, филигранно соединить романную форму с жанровой у Крейга Рассела получилось.

Прага, 1935 год. Молодой психолог Виктор Косарек приезжает в клинику для особо опасных преступников. Их здесь немного, всего шесть, но звание "дьявольской шестерки" они заслужили не просто так. Место, куда их поместили, Орлиный замок, пользуется среди местных жителей недоброй славой. Пока профессионалы работают с имеющимися шестью, в городе происходят кровавые убийства. Неужели один из заключенных нашел тайный ход или убийца некто седьмой?

Крейг Рассел продолжил традиции Кафки и Достоевского в более доступной форме. Его аспект дьявола - это зло, скрытое в каждом из нас, и то, что наука пытается работать с этим злом, достать его изнутри и обезвредить, порождает массу философских вопросов. Кем станет Кожаный фартук или Дровосек, если все выйдет наилучшим образом и человека вылечат? Есть ли для каждого из "дьявольской шестерки" место за пределами тюрьмы? Что порождает дьявола - травмы неокрепшей психики, надвигающийся крах человечности (это середина 30-х!) или же место для зла выделено в каждой душе по факту ее рождения? Фаулз в одной из своих книг сказал, трагедия не в том, что одиночка осмелился стать проводником зла, а в том, что миллионы окружающих не осмелились принять сторону добра. Можно обратиться Уайльду или просто посмотреть фильм "Догвилль" Ларса фон Триера. Неприглядная истина зацветет буйным цветом - как только человеку дается свобода в трактовании понятий добра и зла плюс маломальская власть, он слетает с катушек. Ведь никто из маньяков не считал, что убил, чтобы сделать плохо - каждый убивал во имя добра, он хотел улучшить мир, вырезав червоточину. И все же Рассел в финале оставляет место добру, но предупреждает, что придет новое зло - такова модель мира - и это зло необязательно должно иметь рога и копыта.
Книга затрагивает еще один важный момент - сопереживание и жалость. Можем ли мы сочувствовать человеку, переступившего грань человечности и гуманности? Отделить его низменные инстинкты от чистой души? Готовы ли мы простить? Вот извечный вопрос. Да, такие люди уродуют мир, но есть ли отдельному человеку дело до мира или мир - лишь созданный человеком спектр личных интересов? Если же мы беззаветно думаем о мире вокруг, способны ли мы отдать самое ценное, к примеру, собственные жизни, чтобы улучшить мир уменьшив его перенаселение, и, как следствие, его страдание? Автор в прямолинейной и может быть простоватой форме задает нам эти сложные вопросы, а нам предстоит жить, набираться мудрости и отвечать на них.
Роман хорошо дозирован. Психиатрия и методы работы с пациентами описаны доступно, оставаясь в центре повествования и не ослабляя при этом читательского интереса большим количеством научных терминов.
Не хватало антуража, еще более мрачной, еще более аутентичной Праги, но в таком зыбком жанре, как детектив, если и без того все хорошо, большего желать нескромно.
Отдельный момент - физиологические подробности убийств. Вспоминаю "1793", который, кстати, разочаровал меня развязкой, поеживаюсь. В этой книге все иначе. Автор гурмански описал каждую из историй убийства, не переходя в кровищу и кишки.

Я прочитала книгу практически не отрываясь, перелистывая последние страницы глубоко за полночь. Но, к моему сожалению, я догадалась, кто убийца страниц эдак за 80 до конца и, что еще пачальнее, без труда сложила все оставшиеся пазлы. Со мной такое случается крайне редко, я тугодум по части разгадок. Бывает, что виновник преждевременно вычислен, но ты ждешь развязки, потому что причины и следствия неясны. А тут только стоило дернуть за веревочку... Снижаю балл.
Безусловный романный задел книги задвигает интригу, умаляющую читательское удовольствие, на второй план. Учитывая, что это авторский дебют, надежды на будущее возрастают. А вдруг у Стивена Кинга появится достойный собрат по перу?

картинка NataliP
Постер фильма "Зодиак", реж. Дэвид Финчер, США, 2007г.

Комментарии


Редко читаю детективы, но, судя по вашей рецензии, этот для меня, спасибо :)


Пыталась найти у вас в прочитанном детективы, чтоб сориентироваться на вкус и цвет, но что-то не нашла поэтому даже и не знаю, понравится вам или нет. Сейчас вспомнила, что вы читали «Безмолвный пациент» и вам понравился. Думаю, есть шанс и здесь))


Спасибо, я ценю вашу заботу :)
Ещё не сейчас буду читать, но в очередь поставил. Мне кажется, этот детектив значительно отличается от "среднестатистического".


Я тоже не сказала бы, что читаю много детективов, все-таки это книги с коротким послевкусием. К тому же современный читатель взыскателен - нам мало одной развязки - хочется, чтоб вся книга читалась не только ради финала, пусть даже он будет ошеломительным. Поэтому современные авторы конечно стремятся сделать текст глубоким, затронуть какие-то актуальные темы. И не всегда получается хорошо - одна чаша весов как правило перевешивает. В современных детективах, как мне кажется, часто хорошо написанных, развязка всегда страдает(( У вас есть пример детектива, который бы был отличным по обоим пунктам?