Больше рецензий

margo000

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 января 2020 г. 14:46

1K

5

/Сочетание реализма, сюрреализма, притчевости вызвало у меня ассоциации со многими произведениями, написанными методом магического реализма. И вот эта необходимость переключаться с бытописания, коррелирующего с  историческим фоном, на метафорически-символические зарисовки -  хорошо ложится на душу, превращая чтение книги в ещё более глубокий и непростой процесс. То есть ещё раз убедилась: постмодернизм (магический реализм), в том числе российский, очень даже интересен мне. Причем любовь к этому направлению у меня появилась со времён чтения Дж.Кэрролла, Г.Петровича, Т.Толстой с ее "Кысь", позже М.Петросян и др./

Гузель Яхина - мой автор. Всё написанное ею вызывает у меня нужный отклик: боль, сострадание, гнев, жалость, растерянность, надежду... Сюжеты, придуманные и мастерски описанные автором, заставляют переживать почти весь спектр человеческих эмоций.

Судьбы живущих в немецком Поволжье в 20-30 годы - вот что в центре романа "Дети мои".
И оказалось, что кроме фразы "голодающие Поволжья" и ещё пары фактов о переселении, я ничего об этом сегменте истории и не знаю. (Об истории тех лет - да, знаю; конкретно о немцах Поволжья и их судьбе - нет).
По традиции, читая роман, просматривала статьи, хронику и пр. Расшифровывала аллегории и аллюзии, которыми полон роман Яхиной.
Кто-то назвал этот период "годы расчеловечивания" - это так точно! Но ещё более точно отражает ужас той эпохи календарь Якоба Баха: "1918 - Год Разоренных Домов, 1919 - Год Безумия, ..., 1923 - Год Немоты, ..., 1931 - Год Большой Лжи, ..., 1935-1938 - Годы Вечного Ноября, Годы Рыб и Мышей..."

Сколько в романе аллегории! Фамилии великих немецких литераторов, композиторов - данные персонажам; сказочные образы и сюжеты - вплетенные в канву романа; философические подтексты снов - раскрывающие не только дополнительные смыслы произведения, но и дающие исторические комментарии происходящему...
"Дети мои" - роман, который можно перечитывать много раз: очень он насыщен различными образами и значениями.

Впрочем, для меня одной из главных ценностей романа стало пронзительное описание одиночества любящего человека: любящего свою женщину, любящего доставшихся ему детей... И если даже откинуть напрашивающийся второй метафорический смысл (во второй цитате, к примеру, - разница поколений, уходящие ценности и пр.), а воспринять эту линию буквально - она прописана, на мой взгляд гениально: трепетно, остро и очень жизненно.

Единственным - и весьма невеликим - даром был он сам: хлипкое тело и душа, полная невысказанной обожания и собачьей верности.


...Что оставалось ему теперь? Только любить своих детей. Любить издалека. Любить не видя. Детей, которые никогда не слышали его голоса и вряд ли уже услышат. Детей, которые говорят на другом языке. Которые готовы покинуть его, забыть и предать. Этих странных и чужих детей, которых он почему-то возомнил своими...

Итог: обе книги Гюзель Яхиной полюбила. Жду с волнением следующего ее произведения.