Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 января 2020 г. 20:58

4K

5 Наведьмачила, паучиха!

Не ручаюсь строго за хронологическую верность, но рассказ "Ведьма" кажется мне этапным в творчестве Чехова. До этого времени читающая публика знала в его лице в основном автора юмористических и сатирических рассказов. Конечно, уже были попытки творить более серьезную прозу, и они, как впрочем, всё у Чехова, были вполне успешными, те же "Цветы запоздалые" или "Драма на охоте".

Но для меня поздний Чехов, Чехов более глубокий и более мудрый, начинается с этого рассказа. В "Ведьме" еще присутствует некая юмористическая начинка, но она носит исключительно внешний и маскировочный характер, автор же раскрывает глубины великой трагедии - великого греха человеческого - бесславного прозябания в ничтожестве.

Дьячок Савелий Гыкин - классический вариант опустившегося человека, которого на нынешнем "народном" слэнге принято именовать "чмо". Прошу прощения, за некоторую грубость и прямоту, но здесь они более чем к месту, потому что самому Антону Павловичу "попало на орехи" от старших братьев по перу за излишнюю, по их мнению, натуралистичность в изображении Савелия. Резанули многих его немытые ноги с загнутыми ногтями, да и постель с комом вывороченного белья тоже не понравилась.

Но ведь он такой - Савелий этот, ведет он исключительно растительное существование, место и жену получил - считай схватил бога за одно место, больше ничего ему в этой жизни и не надо. Нет в нем энергии на подвижничество хотя бы какое-нибудь, ленив он и ноги мыть (за собой следить) и к генеральше за заступничеством обращаться (робок, людей боится). Так бы и коптил Савелий небо, пока Господь не прибрал бы его, да вот беда - не повезло ему с женой. Нет бы, попалась какая замухрышка типа него самого, вот лепота бы была, вот бы сапоги в пару. Однако ж, подсунул сатана красивую да дебелую, а главное - с запросами какими-то и о себе большого мнения, вот так и несёт от каждого её слова, от каждого жеста, от каждого взгляда; "Не пара я тебе, Савелий! Ой, не пара!"

И что же Савелий? Да ему не привыкать в ничтожестве жить, что же, он видит, что Раиса его не то что не любит, так еще и еле терпит. Но он ленив не только ноги мыть, он и свое "мужнино" право потребовать не смеет, так только украдкой по шее погладит, когда благоверная спит, а если та проснется, гыркнет на него, так он снова в норку свою под одеяло забьётся и ладно.

И так ему с этакой тяготой жить обидно, а обида-то грызет, не дает покоя. Только себя такой человек никогда на ответ не поставит, не он в ничтожестве своем виноват, а... вот Раиса-то и виновата! Что-то больно часто непогодь случается, мужики разные на постой просятся. А ей, бабе молодой да здоровой, всяк иной слаще постылого мужа покажется, и еще острее Савелий чувствует свою убогость.

Вот и выходит, что жена его - ведьма! Этим всё и объясняется, как взыграет в ней кровь, так нет, чтобы его - лицо духовного звания - ублажить, эта окаянная баба начинает небо мутить, ветры крутить, непогоду устраивать - мужиков чужих заманивать. Это всё похоть её бесовская! И что может он поделать, да только пилить день и ночь несчастную, в супружницы ему доставшуюся.

А Раиса-то и впрямь может ведьма. Может и прав в чем-то Савелий. Есть же в ней страсть, есть желание, так отчего же природе не услышать сильный зов и не отозваться градом, ливнем, ураганом? Я пишу, конечно же, сейчас вещи крайне антинаучные, но может быть вам приходилось слышать о таком явлении, как полтергейст, который частенько случается в домах, где живут наполняющиеся страстью подростки? Так что, если и у Раисы что-то подобное присутствует, она сама про то не знает, но притягивает она неутоленной страстью своей к Гуляевскому бугру непогоду.

Убивает беспросветность этого супружеского сосуществования, повязанного местом и чином, удерживает их вместе вязкое болото сословности, и развязаться этот узел может только смертью кого-либо из них. Хотя, как по справедливости, то Савелию надо убираться к праотцам, он и годами старше, и здоровьем хлипче и пропадет он совсем без ухода, а вот Раиса, если одна останется, то, может, и поживет еще.

Очень люблю короткометражку, снятую в 1958 году по этому рассказу, хороши в ней Ларионова с Рыбниковым, играющие Раису и почтальона, но потрясающе бесподобен Эраст Гарин в роли Савелия, когда я перечитываю рассказ Чехова, я почти в живую слышу незабываемый фальцет: "Метель еще только начиналась, а уж я все твои мысли знал! Наведьмачила, паучиха!"

786

Комментарии


Спасибо за отличную рецензию, Сергей! У меня от этого рассказа остались аналогичные впечатления. Пропадающая красота и неутолённая страсть, не оставляющие равнодушной даже природу, провоцируют сущую войну не только в сторожке, но и за её окнами…


А еще я не поручусь, что при определенных обстоятельствах Раиса может превратиться в Катерину Измайлову....


Ну, у Чехова же есть и своя леди Макбет в рассказе "Бабы", где бравый супергерой не без гордости рассказывает шокированным женщинам о том, как он довёл до смерти соблазнённую им красивую и страстную жену соседа, а потом ещё и облагодетельствовал её осиротевшего маленького сына, взяв его к себе в качестве раба. Да ты ведь и рецензию писал на этот рассказ.


Да, конечно. Но это не мешает предположить некую подобную траекторию возможного развития ситуации из "Ведьмы", в случае, если бы, вопреки стараниям Савелия, всё-таки появился бы "бравый супергерой" :)


У хорошей хозяйки - и хозяйство ладится, и у мужа все спорится, и держит он себя в тонусе, стараясь соответствовать. А у паучих, да ещё гулящих, "высокого" о себе мнения, и в семье всё тухло, в какой бы они не жили, одно нытьё. Человек сам создаёт себе среду и атмосферу в какой он хочет жить, не на работе, так хотя бы дома... Хотят они так жить, аки свиньи, пускай себе живут. Не жалко обоих...


Как мужчина я Вас понимаю, но, не впадая в мужской шовинизм, мы должны признать, чтобы женщина была "хорошей хозяйкой, у которой всё спорится", она должна иметь стимул - любить или уважать своего мужчину, а если он натуральное чмо, так ей можно только посочувствовать. Ей или плюнуть на него или в петлю, не забывайте, она ведь тоже человек.


Согласна, что героине можно только посочувствовать. Она оказалась в заколдованном круге, в который Чехов часто помещает своих персонажей. Сам же Антон Павлович, будучи человеком цельным, собственную доброту и любовь к людям распространял и на своих героев. Он никогда не обрушивал на них праведного гнева и не осуждал. Ведь любое (даже самое благородное!) моральное негодование в глубинной основе своей зачастую содержит желание ощутить собственное превосходство и мнимую святость. Поэтому многим иногда так приятно возвысить себя, принижая другого. Чехову это совсем не было свойственно. Ему, как мало кому другому, были присущи сострадание, милосердие, умение прощать. И, заглядывая в любую грешную душу, он проникался к ней жалостью и пытался отыскать там скрытые крупицы добра, "правды и красоты".


Вах! Карашо сказала, да :)


Я просто высказал точку зрения с позиций здравого смысла, что за семейное здоровье ответственны ОБА супруга. Поэтому жонглировать современными заблуждениями, и приклеивать ярлыки типо "мужского шовинизма" и доказывать мне, что женщина "тоже человек" совершенно неуместно. Мы же тут не полоумные фиминиски, чтобы вести беседу в такой плоскости.
Не забываем, что женщина выдана замуж не за батрака-крестьянина, а за церковного служащего, т.е. не нищенствует, а дурит от безделья попросту говоря.
Впрочем, если цель рецензии и беседы - упражнение в толерантности, то это совершенно не моя тема.
Извиняюсь за вторжение в обсуждение, больше вас не побеспокою.


Вы, наверное, невнимательно читали мой ответ, да и рассказ тоже. Ярлык "мужского шовинизма" я Вам не приклеивал, перечитайте: там написано "мы", а не "Вы", так что я вместе с Вами "не впадал" в него. Тем более, мы же в него именно не впадали! Так что тут Вы себе напридумывали что-то.
От безделья Раиса не дурит, да и живут они небогато. В начале рассказа - перечитайте - как раз дьячок валяется в постели, а Раиса сидит и работает. И к генеральше за запиской для преосвященного, чтобы выхлопотать место хорошее, более доходное, она его посылает, а он "ленив и боится людей". Перечитайте, там прямо так и написано.
Так что тут дело не в толерантности, а в обычной внимательности. Удачи Вам на тернистом пути здравого смысла.


Интересно посмотреть экранизацию. Уж очень не вяжется у меня роскошная, но изысканная Ларионова с лесной "ведьмой" дьячихой.


Да чего проще, наберите в Гугле или Яндексе: Ведьма 1958 смотреть онлайн. Он коротенький, идет всего 31 минуту...