Больше рецензий

4 января 2020 г. 12:09

712

3.5 Торжество справедливости

Третья книга из серии про товарища Костенко - хорошего сыщика и достойного человека. К слову сказать, все три книги прочитаны подряд, что для меня большая редкость. К чести Юлиана Семёновича стоит сказать, что слог у него очень простой, читается быстро и без каких-либо сложностей. Но назвать его произведения "литературной жвачкой" точно нельзя. Здесь поднимается много важных тем, присутствуют философские рассуждения, много интересных исторических фактов.
Но всё же никак не могу я для себя поставить 10 из 10 баллов за очередную книгу Семёнова. Почему? Сложно сказать, но попробую разобраться.
Сюжет. На этот раз мы имеем дело с преступлениями ужасными, которые в полной мере относятся к так называемым преступлениям против человечности. Антигерой - предатель. И предал он не только родину, служа в рядах власовцев и под командованием фашистов. Он предал человека как такового. Чувства, достоинства, честь, личность. Все эти слова не имеют никакого значения для Николая Кротова. А что ещё противнее, он плясал под дудку врагов нашего государства и человечества не из-за своих личных убеждений или желания "освободить родину от большевистской заразы". Его цель - личная выгода, движущий факто - невероятная алчность и бесчувственность. Короче, отвратительное существо.
Этот гад восстаёт из прошлого и начинает убивать современников Костенко (на дворе 79 год) точно также, как делал это много лет назад - расчленяя труппы несчастных, чтобы запутать следы. Ещё одна особенность Кротова - он ворует личности тех, кого убил. А за одно уничтожает людей, которые могут опознать замученных им несчастных.
Убийства совершаются в разных городах с целью нахапать побольше и удрать за кордон, чтобы жить там безбедно и без каких-либо проблем.
Команда Костенко, состоящая из специалистов из разных городов, берёт след и отправляется за убийцей.
Как и в предыдущих двух книгах серии, собственно, само расследование мы наблюдаем со стороны, не пытаясь самостоятельно догадаться, кто является виновным. То есть, по моим представлениям, это не совсем детектив. Расследование само собой происходит, мы же заранее знаем вражину.
В этой книге автор гораздо ближе знакомит нас с главным героем (здесь уж точно нет никаких сомнений - это товарищ Костенко, ибо его коллеги из первых произведений либо погибли, либо сменили профессию). И, по правде говоря, Вячеслав Николаевич мне не сильно симпатичен, увы. Мне не нравится, что он оценивает коллег не по их достоинствам и недостаткам, а по каким-то своим внутренним "люблю-не люблю". Не нравится ему весьма достойный новичок Тадава. Сначала упоминается, что Костенко просто тоскует по своему другу "деду", из-за этого никак не может принять нового подчинённого. Но потом вообще как-то уж очень по-бабьи, пардон, ведёт себя командир. Тадава всегда плох, потому что... Ну потому, что он Тадава. Зато очень симпатичны ему кавказские коллеги. Почему? А фиг знает. Может, и достойные люди, не спорю. но в книге об этом как-то не упоминается. Просто люди. Хорошие, наверное.
Бесят меня рассуждения Костенко о том, как жить стало лучше и веселее. Тут явные дифирамбы автора в сторону новой власти и клеймению жесткача прошлого. Не, я б не заметила и, может, даже поддержала, если бы в двух предыдущих книгах Юлиан Семёнович тоже негодовал по поводу несправедливостей властей. Но тогда, видимо, его всё устраивало. А нынче, поди ж ты, мода поменялась. Какое-то гаденькое чувство от этого. Кстати, учитывая разницу в объёме книг ("Противостояние" в полтора раза больше "Петровки" и "Огарева"), этих отступлений и рассуждений в третьей части предостаточно.
Ещё у Вячеслава Николаевича появляется предмет влюблённости. Молодая журналисточка, основной плюс (и вообще-то единственный) - смазливая мордашка, ибо никаких других отмеченных автором особых заслуг у девушки не обнаруживается. И, ну что, собственно, такого, влюбился человек, кризис среднего возраста и проч. Но какое-то недостойное это чувство. Нет особых метаний "как же моя жена" или "люблю - не могу, надо всё бросать к её ногам". Ничего нет. Только опять же гаденькие мыслишки о том, что не, остаться в номере низя, не красиво, но надо бы кофейку попить, полюбоваться что ли... Короче, не то пальто.
Относительно вражины тоже есть некоторые фи. Гад - он и в Африке гад. Оправданий его жутким преступлениям не собираюсь находить. Фашизм - для меня тема жёсткая, не имеющая оправданий. Тем более фашизм не по призванию и искренней вере, а ради собственной выгоды. Но всё же, считаю, у каждого человека, вот абсолютно у каждого, есть что-то человеческое. Может, очень глубоко. Но есть. В Кротове нет ничего. Пустой горшок. Его из-за этого даже ненавидеть сложно, ибо дуб. Это сильно обесцветило мои впечатления. От того, что у него был бы любимый мишка, подаренный добрым соседом, за которым он рванул перед побегом и попал в руки следователей, я бы не жалела больше этого мерзавца. Но всё ж я бы воспринимала его, как человека. И да, презирала бы. А так, что-то пусто.
В любом случае, считаю, что "Противостояние" имеет право быть прочитанным. Совсем не жалею, что мне довелось познакомиться с этим произведением.
Есть интересные наблюдения автора, например, о западной справедливости и правосудии. По их понятиям фашистские преступники в большинстве своём вовсе и не преступники. Ну да, убивали, но не потому что уроды, а просто заблуждались. Поэтому многие так и получили возмездия или, отсидев пару лет, очистились от скверны и получили право на свободу и, надо сказать, безбедное существование. Примечателен факт, что предатель Лебедев, отсидевший 15 лет в наших лагерях за пособничество фашизму и участие в карательных зачистках (доказанных, на минуточку), выйдя на свободу живёт гораздо лучше многих своих сограждан, ибо получает пенсию из Германии, как немецкий офицер. И никого там не смущает, что он офицер фашистский. То есть скверна толерантности давно отравила Европу.