Больше рецензий

4 января 2020 г. 11:07

969

3 Тоска это зелёная, а не Марс!

Я уже буквально жалею, что ввязался в чтение этой серии. Потому что это просто невероятно скучно. И если первая книга - это хотя бы "ни рыба, ни мясо", то продолжение навевает скуку на порядок более уверенно.

Закономерно, Робинсон вводит новое поколение персонажей-марсиан, которые уже живут только новым миром и о матушке-Земле имеют только самое основное представление - сугубо теоретическое, что закономерно, учитывая общее бедственное положение Марса по отношению к Земле. Так что теперь роман, к сожалению, лишь на какое-то время перестает притворяться не-подростковым, а для такого-то жанра написан, конечно, более чем прилично. Но потом опять на серьезных щах начинается политика, социобиология, экология и прочее космогонево.

Все "ветераны" Марса, дожившие до конца первого романа успешно перекочуют через второй том и в третий, для этого у нас есть волшебная палочка в виде процедуры омоложения, так что даже не надейтесь, что здесь не будет истерички Майи Тойтовны или бессменного Сакса Рассела. Так что если вам нравились эти персонажи - всё для вас. Теперь они живут за сто лет, так что приготовьтесь. Все, кто спал друг с другом - продолжают это делать (а кто не спал - начнут), даже несмотря на старость, ну что ж поделать. Но не волнуйтесь, среди молодежи есть точно такие же пассионарные (в плохом смысле этого слова) и неуравновешенные психопаты (я уверен, что это не обязательно две стороны одной монеты). Так что новый ряд неадекватов уже становится к рулю.

Ким Стэнли Робинсон не зря получал степень Бакалавра по литературе - всё также черпает из несчастных древних греков, бездумно воспроизводя западные ценности, описывая немногочисленные Полисы и бесконечные демократические дебаты в пользу свободы Марса. Честно говоря, я не понимаю, как на полном серьезе можно пытаться натягивать сову на глобус и пытаться вписать всё это в декорации Марса. Ну, то есть я понимаю, почему у древних греков боги совершенно по-древнегречески на Олимпе жили, или почему многие средневековые произведения искусства опять же эксплуатировали весьма античные сюжеты в современных на тот момент средневековых же реалиях. Но почему в XXII-ом веке на Марсе язычники купаются в общественных банях? Впрочем, автору виднее, и, судя по всему, эпоха Интернета, крайнего индивидуализма и социальной дeзадаптации у него не наступила. Так что, наверное, это был бы отличный пассаж для классической литературы, потому что страсти человеческие в данном случае совершенно обычные, а антураж - современный. И, насколько я понимаю, автор современным классиком уже стал.

Конфликт, который всё-таки пытается быть осью всей трилогии - между сторонниками преобразования Марса и желающими оставить его в минимально терраформированном виде - совершенно не убедителен, потому что обе стороны придерживаются крайностей, что доводит их позиции до абсурда, да и автор не может договориться сам с собой. Стоит ли говорить, что концовка романа структурно повторяет первый том? Автор ещё это и приурочил к Великому Октябрю (200 лет прошло, как-никак), вот такой он у нас искусствовед. А русские ещё и ушанки на Марс с собой привезли, так-то!

К сожалению, "Зелёный Марс" повторяет стандартную ошибку многих фантастических произведений, где счёт повествования идёт на сотни лет. Я могу поверить, что приматы, суть кроманьонцы, за это время практически не поменяются и будут все теми же людьми, которыми все мы являемся. Эволюция так быстро не работает. Но технический прогресс - извольте. А технологии "на глазок" практически не меняются, несмотря на удивительные достижения то тут, то там.

Про сам конфликт с Землей мало что можно хорошего можно сказать. Хотя у автора, как обычно, и виноваты во всем транснациональные компании, но этого показалось ему мало, поэтому он придумал новую метаструктуру - наднационалов. Наверное, это единственная банальность, которая хотя бы похожа на правду, потому что вся история освоения Земли с точки зрения колоний вообще достаточно прозаична.

Интересные моменты и мысли в книге, конечно есть. Достаточно интересны выкладки по экономике построенной на калориях, хотя лично мне так и не понятно, каким это образом автор собрался производить меньше, чем потреблять (есть попытки представить культуру дарителей, что весьма странно в условиях жесткого дефицита), хотя в контексте Марса, наверное, идея была в том, чтобы более активно преобразовывать саму планету.

На мой взгляд - одна из самых сильных сторон первой трилогии - хотя и написана скучным сухим языком, это то, что можно было бы назвать "климатической фантастикой". Но в этой части она выражена гораздо менее явно, несмотря даже на перманентный фанатизм Энн Клейборн. Ну не верится во все эти тающие ледники, лишайники и орбитальные зеркала.

Так что скажу честно - тема освоения Марса - великолепна, но подкачивает исполнение. Не являясь поклонником Робинсона, думаю, что вряд ли уже им стану. И если бы у меня не было дурацкой привычки дочитывать до конца (я же не знаю, вдруг дальше будет именно то, ради чего вообще стоило читать?), я бы эту трилогию забросил. И несмотря на то, что, что как бы ни хотелось придерживаться золотого правила "не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай", предлагать, как улучшить данную книгу, я не буду. Думаю, в данном случае это простительно.

Обидно только, что "твёрдой" НФ про колонизацию Марса не так много и, видимо, это все равно одно из лучших произведений, что есть.