Больше рецензий

31 декабря 2019 г. 14:55

Лучшее на Лайвлибе

2K

4 Скарлет, которая никого не любит

На излете года я решила взяться и прочитать нетленную классику - "Унесенных ветром". Уже 85 лет с момента ее написания прошло, а про нее до сих пор доносится из каждого утюга.

О боги, как же Скарлет меня бесила! Глупая и надменная, красотка, которая привыкла, что стоит только топнуть ножкой, и все ее желания исполнятся.
Ее упрямая влюбленность в человека, чьих мыслей она даже не способна была постичь. И этот момент, когда Эшли изливает ей душу и мысли, а она способна на единственную мысль: "Он меня любит!"
Да я практически орала!

При всем при этом у Скарлет невероятная жажда жизни и сила воли. Она не сдается и не опускает руки даже в те моменты, когда сдаются большие, сильные и взрослые.
Подумаешь, она скомпрометировала себя в обществе. Зато она сама и ее близкие больше никогда не будут голодать. Собственные клятвы для Скарлет были куда важнее какого-то фырканья общества.

Что иронично, в наше время Скарлет просто открыла бы ИП. О времена, о нравы!

Удивительно, что Скарлет не любит и сама автор! В одном интервью Митчелл, когда ее спросили, писала ли она Скарлет с себя, негодующе воскликнула: "Да нет же! Скарлет - проститутка!"
И Маргарет действительно потешалась над нею всю книгу.

А потом ты дочитываешь книгу и вдруг осознаешь, что "Унесенные ветром" - роман не только про своенравную дамочку.
Роман - портрет двух эпох. Конец одной, оборванной страшной войной и горем, и начало другой, чужой и жестокой.
Книга о потерянном поколении, которое не было готово к новой жизни. Оно сломлено и растеряно: все, что эти люди любили, безвозвратно погибло, и прежние времена уже никогда не вернутся. А как жить в этих новых временах, они не знают.

Скарлет смогла с этим справится.
Однако в момент своего личного конца эпохи она оказывается совершенно одна.
Она рыдает, и ты рыдаешь вместе с нею. А потом она утирает слезы и говорит: "Завтра я поеду в Тару и найду способ снова начать жить".
И ты в очередной раз изумляешься ее несгибаемости.

Финал книги, на самом деле, открытый. И несмотря на всю нелюбовь к Скарлет, тебе хочется надеяться, что она снова восстанет из пепла.

Комментарии


"Она рыдает..."

Наверное, я какую-то другую книгу читала, потому что, хоть убей, не помню, чтобы Скарлетт в финале рыдала, наоборот, она эмоционально взрослеет на глазах...


Одно другому мешает? :)
Могу предложить только перечитать.


Ничего не поняла: что чему мешает? Что перечитать?


Слезы - эмоциональному взрослению.
А перечитать книгу.


Хм, как долго вы отвечали на комментарий, я уже и не ждала, теперь только увидела ваш ответ.

Так вот, именно в случае Скарлетт, слёзы мешают эмоциональному взрослению, потому что она привыкла их использовать как орудие эмоционального манипулирования окружающими, например, когда нужно заполучить очередного поклонника:
"Следует заставить его вымаливать прощение за свою дерзость, а потом с такой чарующей улыбкой одарить его этим прощением, что он непременно повторит свою попытку еще раз. Время от времени, но не слишком часто, можно разрешить ему этот поцелуй. (Последнему Эллин и Мамушка ее не учили, но она на опыте убедилась, что такой способ приносит очень богатые плоды.) После этого необходимо расплакаться и начать твердить сквозь слезы, что вы не понимаете, что с вами творится, и, конечно, теперь он не сможет больше вас уважать. Тогда он примется осушать ваши слезы, и можно почти с уверенностью сказать, что тут же сделает вам предложение в доказательство того, сколь глубоко и незыблемо он вас уважает."
Или когда она устраивает истерику в доме тёти Питти, когда понимает, что не может вести прежний весёлый беззаботный образ жизни, став матерью и вдовой.
Эмоциональные манипуляции – признак эмоционально незрелой личности - так маленькие дети пытаются добиться от родителей своих "хотелок" слезами и истериками.
Когда же Скарлетт сталкивается с РЕАЛЬНЫМ горем и лишениями – она НЕ плачет, ни когда она узнаёт о смерти матери:
"Скарлетт почувствовала, как к сердцу ее подкрадывается боль, — словно нанесенная ей глубокая рана, оглушившая ее, притупившая сначала все чувства, теперь давала о себе знать. Она не должна позволить этой боли разрастись сейчас. Впереди у нее еще целая жизнь, через которую она пронесет эту боль. Да, только не сейчас. «Господи, помоги мне! Только не сейчас!"

Ни, когда она сталкивается с разрухой в Таре:
"Скарлетт уронила голову на руки, стараясь сдержать слёзы. Плакать бесполезно теперь. От слёз может быть толк, когда рядом мужчина, от которого нужно чего-то добиться."

Она не плачет, потому что ей приходиться брать на себя ответственность, а принятие на себя ответственности за свою судьбу (в том числе, за последствия своих действий) возможно только той частью личности человека, которая называется внутренний "Взрослый". "Ребёнок" на это не способен.
В финальной сцене Скарлетт, поначалу, ещё до конца не понимает серьёзности всего, только что сказанного Реттом и в первый момент в её уме опять всплывает прежний "детский" паттерн манипулятивного поведения – разрыдаться и слезами добиться своего – чтобы Ретт остался и всё продолжалось по-прежнему:
"Ей казалось, что она сейчас разрыдается, безудержно, как ребенок. Она готова была броситься на пол, сыпать проклятьями, кричать, бить ногами."

Но в какой-то момент она осознаёт всю тяжесть происходящего и её "Взрослый" крепнет на глазах:
"Но какие-то остатки гордости и здравого смысла удержали ее. Она подумала: «Если я так поведу себя, он только посмеется или будет стоять и смотреть на меня. Я не должна рыдать, я не должна просить. Я не должна делать ничего такого, что может вызвать его презрение. Он должен меня уважать, даже.., даже если больше не любит меня.
Она подняла голову и постаралась спокойно спросить"

И даже Ретт не может не оценить этого прогресса:
"В глазах его промелькнуло восхищение, и он ответил"

Если же Скарлетт продолжила бы гнуть свою линию с рыданиями, это бы означало, что она ни черта не поняла, и обесценило и свело бы на "нет"всю последнюю часть романа, где идёт постепенное, медленное, но верное взросление героини. И свело бы на "нет" весь посыл финальной сцены с её гениальным концом и, в конечном итоге, свело бы на "нет" психологическую достоверность героини. Слава Богу, автор это понимал как никто другой, иначе Скарлетт не стала бы настолько знаковой героиней и не вызывала бы до сих пор столько интереса и столько разноречивых мнений.

P.S. А перечитать книгу стоило бы вам и, желательно, не по диагонали, даже если фильм вам пересмотреть проще. В конце концов, сайт-то литературный и рецензию вы пишете на книгу, а не фильм.


С какой стати вы пришли ко мне в комментарии рассказывать мне, что мне делать, как читать и как писать?
И тычете меня здесь носом в "долго отвечали", "стоило бы перечитать вам", "писать правильно, потому что сайт литературный"?

Да, спасибо вам, что рассказали мне про этот нюанс.

А теперь всего доброго. Честите плохих переводчиков/неважных комментаторов/ужасные издательства подальше отсюда.