Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 декабря 2019 г. 09:59

895

2 Убийство «Преступления и наказания» или Не наш современник

В школе наверняка все писали сочинения «Пушкин — наш современник». Писали неискренне, смею утверждать — поверить в то, что Пушкин является нашим современником получается далеко не у всех. Даже если ты очень хочешь в это поверишь — увы, проблематика произведений Пушкина за долгие годы изменилась. Герои Пушкина не сильно задумывались о каждодневном пропитании, и уже только это возводит между нами и ими непроходимую стену. А уж если добавить вопросы экологии, гендера и ГМО — так вообще стена становится непреодолимой. И вот сейчас мы видим попытку, сыграть в «Достоевский — наш современник» по-настоящему.
Раскольников — хипстер. На улицах Питера нас ждут панки и МакДональдс. Мармеладова собьёт машина, а в каморке Сони будет висеть постер фильма Крик (реж. Уэс Крейвен, жанр: слэшер. Убийца в маске убивает подростков). Порфирий Петрович будет в очках и с ноутбуком, а Раскольников с мамой будет общаться по телефону. Что из этого получается? А получается из этого то, что мы окончательно теряем обаяние прозы Достоевского, а вот взамен получаем только татуированных панков, МакДональдс, да постер Крика. Ну т.е. обмен неравный, и в нашем случае совсем невыгодный.
Я не являюсь большим фанатом Фёдора Михайловича. Признавая всё величие, глубину и психологизм, я не могу не отметить слабый сюжет, «камерность» постановки и тот факт, что герои руководствуются всё-таки больше авторской логикой, чем собственной. Конечно, выбирая между Достоевский и Толстым, я выберу первого — но идеализировать его тоже не собираюсь. В этом смысле новое прочтение Фёдора Михайловича могло бы быть спасением — получить все плюсы, но избежать всех недостатков. Увы, здесь бездна оказалась куда глубже, а швы романа начали виднеться прям совсем вопиющим образом.
Главная проблема этой «графизации» великого произведения — навязчивые попытки «осовременивания», которые напрочь разрушают всю логику. Болезненные трипы Раскольникова возможны лишь в XIX веке — современный человек питается другим источником болезненных трипов, и это — телевизор и компьютер. Создаётся ощущение, что авторы делали-делали, а потом поняли, что вышла полная ерунда — и загнали повествование в современность. В результате где-то произведение стало крепче, но где-то распалось просто на лоскуты. Ощущение «вечности» истории Раскольникова улетучивается, и становится слишком уж очевидно, насколько это история характерна для времени, в котором работал Фёдор Михайлович, но не для всего времени в целом.
Отдельная проблема эта рисовка. Теоретически, она должна бы как-то отражать то ощущение тумана, морока, наслаивающегося на безумие Раскольникова. В реальности это превращается в не пойми что — всё безумие Раскольникова заканчивается широко раскрытыми глазами да встрёпанными волосами. Достаточно ли этого? В сравнении с текстом Достоевского — явно нет.
Можно ли напирать на то, что это издание специально для тех, кто не читал книгу — дескать, дополнительный способ привлечь внимание аудитории, которая этот текст не прочитает, к вечной классике? Можно, но сложно. Сам сюжет пересказан очень уж рвано, и если вы не читали первоисточник, разобраться с героями вам будет очень тяжело. Если же вы всё-таки его прочитали — тогда возникнет вопрос: «А зачем читать оригинал?». Все акценты уже расставлены, всё обозначено, с сюжетной точки зрения чего-то нового нам автор уже не скажет. В результате получается, что такая «графизация» скорее портит произведение, чем позволяет ему раскрыться. Возможно дело пошло бы лучше, если б изначально произведение было поскучнее. Например «Дракула» Брэма Стокера — прекрасный кандидат. Произведение скучное, а в виде графики вполне могло бы получиться что-то приличное. Как дойдут руки — обязательно прочту .
Есть такие книги: «Все произведения в кратком изложении: Литература: 11 класс» — вот этот комикс из этой же серии. За исключением того, что краткое изложение произведений литературы всё-таки придерживается каких-то традиций академизма, а здесь они профуканы абсолютно неизвестно ради чего.
Стоит ли это читать? Как по мне — нет. Нового взгляда на произведение не появятся, глубины Фёдора Михайловича так и останутся глубинами, а постер фильма Крик у Сони да хипстер-Раскольников это не то, ради чего стоит тратить своё время. Неплохой эксперимент, жаль только неудачный. Достоевский не стал нашим современником, даже несмотря на МакДональдс.

Комментарии


А если не секрет, почему в "Достоевский vs Толстой" Лев Николаевич проигрывает?


Их принято проивопоставлять. Как Маяковского и Есенина, Ахматову и Цветаеву. Или почему Достоевский первый стоит? Ну это просто - он старше Толстого.


Это понятно :)Просто интересно узнать ваш взгляд (или можно на ты?) на творчество этих классиков, чем Достоевский лучше :)


Достоевский это прорыв в природу человеческого зла. Это действительно невероятно глубокое проникновение, да еще в XIX то веке. Толстой вот природу зла совсем не понимал. Мне Достоевский интересен прежде всего этим.


А я как-то смотрел фильм про Ромео и Джульетту, и там Монтекки и Капулетти живут в трейлерах и катаются на мотоциклах. Посмотрел минут 10-15 и закрыл окно навсегда. Мне кажется, что-то общее есть у этих двух произведений, несмотря на большую разницу в жанрах и художественных средствах.


Это там где они типа две банды?
Да, помню его. Там очень мнения разделились - одни говорили, что это действительно получилась современная история. А другие настаивали, что все эти мотоциклы только на 10 минут и интересны. Я был из вторых. Вы, как получается, тоже.


Да, вместо родственников там именно две банды были. Правда, не знаю, что было дальше, после 10 минут. Подозреваю, все умерли, а кто выжил, помирились :)


Как эксперимент оно неплохо, конечно. Но быстро утомляет эта насильственное "осовременивание". Но этот фильм яростно защищал Серебренников - мол, вот как надо, не нафталин, и пр.


Вот пусть Серебренников и смотрит :)))
Есть фильмы для людей, а есть для режиссёров. Они почти всегда разные.


Тоже верно.