Больше рецензий
30 декабря 2019 г. 01:20
725
4 Два очень сильных рассказа и много проходных
РецензияС интересом прочел рассказ "Помощь" про поездку писателя Прилепина на Донбасс. Рассказ не понравился, образ не убедил. Читал в рассказе Сенчина про цельную личность, рыцаря без страха и упрёка, а видел совсем другого человека — того, что давал интервью Пивоварову.
Еще в сборнике есть несколько откровенно проходных рассказов, где использован самый простой прием — писатель не рассказывает историю сам, а передоверяет её изложение персонажам.
Так, рассказ, давший название сборнику — это монолог соседа той самой квартирантки. Еще два рассказа ("Суббота" и "День рождения") написаны в форме диалогов с репликами по полторы-две страницы. Читать это честно говоря, было не слишком интересно. Где-то слышал шутку, что в боевике с хорошим бюджетом "Мерседес" взрывают в кадре, в боевике с бюджетом пожиже монтируют проезд "Мерседеса" и взрыв, а в самом дешевом фильме персонаж рассказывает о "Мерседесе", который на днях взорвали. Так вот, эти рассказы, на мой взгляд, относятся к третьей категории. Дешевый прием привел к тому, что жуткий сюжет рассказа "Квартирантка с двумя детьми" не вызвал у меня никаких эмоций.
Теперь о хорошем. Я купил книгу, чтобы иметь в печатном виде один из самых страшных рассказов Сенчина — "Ждём до восьми". Несколько лет назад читал его в "Журнальном зале", и с тех пор искал случая купить этот выдающийся текст на бумажном носителе. В рассказе описан последний день бизнесмена, который не смог расплатиться с долгами и теперь должен в восемь вечера выйти из квартиры, чтобы стать жертвой убийцы, нанятого кредиторами. Наверное, при желании можно поспорить о том, насколько правдив в современных условиях сенчинский сюжет, и заказывают ли сейчас кредиторы убийства должников. Однако сила художественной правды в рассказе такова, что вопросов о правдоподобии и жизненности сюжета не возникает.
Не менее сильное впечатление произвел на меня рассказ "Косьба". Он про то, как жизнь так называемых простых людей в одночасье может перевернуться с ног на голову. И про то, какую роль в этом играют правовой нигилизм и терпимое отношение к каким-то бытовым криминальным проявлениям.
Комментарии
Заинтересовали этими двумя рассказами, надо почитать.
Кстати, в последней книге Аствацатурова ("Хаос и симметрия") даётся подробный разбор "Косьбы".
Спасибо за наводку, прочитал. После фразы Астацатурова
мелькнула мысль, разобрать эту ситуацию как задачу по уголовному праву.
Если коротко, то Ольга действительно не является соучастницей. Она не была ни соисполнителем (он непосредственно участвует в совершении преступления), ни подстрекателем (склоняет другое лицо к совершению преступления), ни организатором (организует или руководит совершением преступления), ни даже пособником (содействует совершению преступления либо заранее обещает устранить следы преступления или скрыть преступника). Но к такому решению можно прийти лишь в том случае, если следствие установит все факты, описанные Сенчиным. А насчет этого, увы, есть очень большие сомнения. Ведь в деле не будет ни свидетельских показаний, ни других доказательств, которые говорят о невиновности Ольги.
Но есть же и презумпция невиновности... как нельзя опровергнуть её причастность, так нельзя и подтвердить.