Больше рецензий

29 декабря 2019 г. 21:51

1K

3.5 "Он такой один," - говорили они

Об этой книге мне будет сложно писать как о книге и не отвлекаться. Просто потому что в ней говорится о многом и сразу, да и при некоторых допущениях можно сказать, что это и не книга вовсе.

Я к финансовой сфере не имею никакого отношения (разве только как рядовой пользователь), но тем не менее, до этого даже я неоднократно слышал хорошие отзывы о другой книге Олега Тинькова - "Я такой как все". А "Революция" как раз попала под руку, когда я был в отпуске, вот и решил прочитать.

О самом предпринимателе я тоже практически ничего не знаю, и не являюсь клиентом соответствующего банка. Так что, можно сказать, что я лицо незаинтересованное. И так как в сферу моих профессиональных интересов эта тема - казалось бы - вообще не попадает (об этом упомяну отдельно), могу судить почти непредвзято, насколько непредвзятым может быть субъективное мнение.

На самом деле, текст достаточно легко написан и также легко читается. Но повторюсь, сколько же тут всего...

С одной стороны, всё в этой книге кричит про успешный успех и вообще вызывает ощущение, что причина существования данного опуса - попытка перестроить брэнд. Этакий маркетинговый bullshit для тех, кто обожает читать чужие истории успеха, а для простого обывателя меняет фантик. Наверняка, это какой-то сигнал для других компаний и один из вариантов того, как можно выстраивать маркетинг вокруг отдельной компании (или личности). Для меня же сам факт того, что слово на букву "м" само всплыло в моей голове - показателен, так как обращать внимание на такие вещи все-таки для меня не характерно. Так что об устоявшихся стереотипах об Олеге Тинькове и его компаниях я узнал непосредственно из этой книги.

В "Революции" достаточно подробно (насколько это возможно в рамках популярного изложения) рассказано о том, как работают банки в принципе, а также чем данный конкретный банк - по мнению создателей - лучше всех остальных. Как, в конце концов, этот банк строился и на какие финансовые механизмы при этом рассчитывала команда. Это было для меня действительно познавательно и даже интересно. Понятное дело, что для специалистов тут нет ничего нового, но, наверное, для людей, которые не знают о финансах ничего хотя бы в теории - читать будет сложновато.

С другой стороны, только из этой книги я узнал, какой же это "продвинутый" банк и чем он "такой один", до этого он для меня ничем особо не выделялся. И, кстати, проходя по одному крупному ТЦ буквально на прошлой неделе - я только из-за этого и обратил внимание на стойку "Тинькофф Банка" - потому что "как же это ваше «банк без отделений», а?" Хотя сложно не согласиться с тем, что в отличие от некоторых своих коллег по цеху, они действительно делают что-то вроде banking as a service, пересматривая таким образом традиционную парадигму и становясь гораздо ближе и доступней современному человеку через его смартфон.

Есть попытки показать компанию и с человеческой стороны, обратиться к читателю с личными историями. Это главы, написанные от первого лица, это заметки разных соратников автора. К сожалению, часть таких отрывков - просто банальности, а часть - на любителя. Читать про то, как люди изволили отдыхать и работать в Суздале, может и является поворотным моментом в истории банка, но мной с трудом воспринимаются.

Самой интересной на мой взгляд, представляется глава 14, "Мои правила", где описаны основные принципы, которых придерживается автор при построении бизнеса, а в чем-то, может, и в жизни. Очень коротко, чётко, но очень ёмко.

Ну и отдельных слов, наверное, заслуживает пассаж о том, что успех банка затем пытались повторить многие и у них ничего не получалась. Это тоже достаточно интересный аспект, потому что - как это часто бывает - очень важны не только совершаемые действия, но и контекст - время и обстоятельства. Правда, написано это все в достаточно высокомерной манере и в данном случае нам все преподносится как "заслуженная победа" и вот это вот всё.

А теперь о том, что в этой книге откровенно плохо. Это реклама конкретных карточек и продуктов банка. Серьезно, в деталях расписывать какие там проценты у каких карт просто в книжке? Не говоря о том, что рано или поздно программы поменяют или закроют - выглядит и правда как дешевая PR-акция. То же касается описания рекламы для телевидения (которой я никогда не видел) - наверное, её стоило бы разбирать каким-нибудь маркетологам на своих занятиях, но не пичкать же этим читателей. Либо я слишком туп, чтобы "уловить месседж", а кому надо, тот поймет.

Перейдем к части, которая мне точно гораздо понятнее и ближе, чем банковская сфера. Заодно, это последняя ложка дёгтя и не очень жирная по сравнению с предыдущей. Зачем-то в заведомо "бизнесовой" книге написаны ключевые слова для поиска IT-специалистов - не иначе как для того, чтобы кто-то бросился их таким образом искать что ли? И читать бессвязный набор слов вроде "отчасти работаем в духе fintech & data science, через Python генерируем интерактивные отчеты на javascript (dc.js dashboards, d3.js)" - с упоминанием конкретных фреймворков, Карл! - это очень странно. Они бы ещё версию операционной системы писали, на которой у них все это бежит. Писать термины из функционального программирования и data science в книжке про банк зачем? Или это был такой пассаж о требованиях к специалистам, чтобы к ним пошли разработчики на Scala и аналитики? В общем, это то, что откровенно поставило меня в тупик в этой книге.

Ну и кончено же, они занимаются искусственным интеллектом. Баста, вывозите.

Конечно, после этой книги Тинькофф Банк лично для меня гораздо сильнее выделяется из общего информационного шума. Все эти заявления про то, что они считают себя технологической компанией и собираются конкурировать на этой почве с "Яндексом" - это все очень здорово, вот и пусть делают своё дело.

В целом, впечатление от книги нейтральное, так как я читал ещё без особых ожиданий. Но не могу претендовать на полное понимание того, зачем эта книга, а главное - почему написана так, а не иначе.