Больше рецензий

Darguch

Эксперт

Начитанный дилетант...

29 декабря 2019 г. 14:29

2K

4 65 и 1 день.

Чувствую, что данная рецензия будет очень банальной и несоответствующей величине данного произведения (не только по объему, но и исходя из посылов). Начну с личности автора. Пан Потоцкий, это культурное наследие Польши. Его исторические исследования о славянских этносах, египтологии, религии имеют высокую ценность для последующих поколений. Известен он был так же, как путешественник, исследователь оккультных течений и истинный патриот своей родины. Всё это и отразилось на страницах сего эпоса.

«Шкатулочный стиль», это дань традициям, которые автор привез с Ближнего Востока. Герои рассказывают истории, в которых другие персонажи рассказывают свои истории. В среднем таких слоев три, а может доходить и до пяти. Автор сам смеется над собой, но цитату я приводить не буду, она есть в каждой второй рецензии. Гораздо приятнее другое. Как же мы страдаем в некоторых произведениях от недостаточного раскрытия персонажей! В этой же книге любой человек (включая третьесортного персонажа) расскажет вам свою жизнь с самого рождения, а так же жизнь своих родителей и людей (они тоже будут рассказывать свои истории), которые встречались ему на пути. При этом многие рассказы связаны тонкими нитями между собой, мы смотрим на ситуации из глаз ряда людей (хоть это и происходит нечасто). С количеством персонажей растет и количество локаций. Если основная линия происходит в начале 18-го века в Испании, то помимо неё нам удастся посетить Северную Африку, Мексику и знойную Сицилию. А благодаря историям родителей, оказаться в эпоху правления Людовика Четырнадцатого во Франции. В целом, география отражает реальные путешествия Потоцкого. Тематика историй разнообразна: любовь, интриги, быт аристократов. Нашлось даже место проблемам высшей математики, фортификации и изготовлению чернил. К генеральным мотивам произведения мы вернемся позднее, ведь интересны не только рассказы, но и сами рассказчики.

А их тут предостаточно. Загадочные кузины нашего главного героя, смогут ли они соблазнить и перевести в свою веру (легкого разврата в книге полно)? Сицилийский разбойник Зото, у которого собственный кодекс чести. Цыганский вожак, чья история кажется бесконечной. Каббалисты, после историй, которых хочется вернуться в школу и подать документы в ПТУ. Но самый запинающийся персонаж, это геометр-герцог Веласкес. От него исходит весь основной юмор в романе. Но он не трикстер, он человек ломающий четвертую стену (плюс автору за самоиронию) и увлекающийся прагматик. Вот честно, если к вам придет красивая зрелая женщина в неглиже, что вы сделаете? Наш герой начнет искать всеобщую формулу регулирующую размножение существ на планете. А его первый монолог я приведу дословно:

Я говорил, — прервал меня незнакомец, — о принципах, которыми ты руководствуешься при рассмотрении ускоренного движения тел по наклонной плоскости. Ибо если ты хочешь говорить о моём падении и доказать его причины, ты обязан принять во внимание, что, поскольку виселица помещена на возвышенном месте, я принужден был бежать по наклонной плоскости. Отсюда следовало принять линию моего бега за гипотенузу прямоугольного треугольника, основание которого параллельно горизонту, прямой же угол заключен между вышеупомянутым основанием и отвесной линией, ведущей к вершине треугольника, или к низу виселицы. Тогда ты мог бы сказать, что моё ускоренное движение по наклонной плоскости так относилось к падению вдоль перпендикуляра, как этот самый перпендикуляр относился к гипотенузе. Это-то ускоренное движение, описанное таким образом, и было причиной того, что я упал, а вовсе не удвоение моей скорости. Но, впрочем, невзирая на все вышесказанные обстоятельства, я охотно считаю тебя капитаном валлонской гвардии.

Но не менее важен в общей канве сюжета вечный странник Агасфер (точнее старик, играющий его роль), который своими историями затрагивает основную линию произведения – преодоление религиозных распрей. Через знание автором исторического контекста мы видим общие моменты у религиозных течений и понимаем всю беспочвенность их взаимных претензий друг к другу. Автор мыслит прогрессивно, а финал у истории оптимистичен и для дня сегодняшнего. Помимо этого в романе поднимаются темы связанные с приверженностью к принципам и морали (делайте скидку на дух времени), а «мистические силы», оказываются лишь аллегорическими проводниками (о чем вы узнаете в конце).

Актуален ли роман? Он тяжел к восприятию, затянут, линеен в своих историях и слегка пахнет нафталином. Но все сюжетные линии закрыты, а заложенные в нем морально-этические посылы актуальны и спустя два века. Эта матрешка не лишена остроумия и красоты языка, а литературные эстеты найдут в данном романе нечто большее. Я не восхищен, но и не разочарован.

Прочитано в рамках игры: Игра в классики - тур №13.