Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

28 декабря 2019 г. 17:29

306

5 Спастись от Щелкунчика

Завязка сюжета построена на мелодраматическом клише: есть умирающая от опухоли девочка, которую может спасти некогда известный сериальный актер, если вернется к своему популярному образу защитника слабых и обездоленных Ватцелю. Томо Такэтоми собрал все манипулятивные штампы – вечной занятый отец, глава корпорации, работает, чтобы за любые деньги вылечить дочь; актер, ставший заложником одной успешной роли, а теперь промышляющий шарлатанством и бегающий от кредиторов; наивная и патетическая мечта в то, что сила воображения победит в маленькой капризной девочке, потерявшей мать, раковую опухоль. Невероятно приторно, правда? Но чудо свершается в финале, когда сюжет лихо разделывается со всеми святочными ожиданиями, оставаясь в рамках традиционности. Да, манга антифеминистичная, на то он и сэйнэн с обязательными сражениями и соблазнительными девушками, но манга и о том, что трое взрослых мужиков так и не поняли, чего на самом деле хочет маленькая девочка.

Такэтоми относит действие в условную западную страну, где правит жестокий капитализм, с его псевдовикторианской роскошью. И коварный шоу-бизнес беспощадно перемалывает амбиции и судьбы. Несмотря на то, что название отсылает к самому первому фильму франшизы, «Знак Зорро» 1920 года, дизайн персонажей и обстановки почти не поддаются хронологической расшифровке. Мангака предпочитает умело использовать весь тот китч, который сопровождает западный мир в сознании японской публики. Крутые позы, карнавальная небрежность костюма, толпы озверевших Щелкунчиков в воображении маленькой Эрин очень эффектны. С кинематографической динамикой Такэтоми нагнетает фантастический ужас, титанический кошмар и сопровождает его детской иронией.

А в это время взрослые герои нелепо и истерично выясняют отношения. Автор проработал каждого героя. Рисунок позволяет оставить недосказанность, которая куда эмоциональнее нарратива. Плотненький и неказистый Мортимер убивается по рано умершей жене, фанатично тратит деньги на лечение и игрушки дочери, но не верит в ее спасение. Джейсон с пижонской бородкой пытается выставить себя изящным трикстером, но на самом деле глубоко страдает от уязвленного самолюбия и мечтает лишь о возвращении в шоу-бизнес. Ёсукэ (куда уж тут без японца) – молодой психотерапевт, настолько увлеченный своими идеями, что теряет девушку и уважение окружающих. Все они хотят, чтобы Эрин боролась со своей болезнью, сражалась в своем воображении и была сильной. А на самом деле, все это время девочка мечтала быть принцессой, которую бы спас отважный юноша. Мировой массовой культурой уже давно завладели сильные и независимые супергероини, крошащие врагов без раздумий. Этот образ настойчиво навязывается. А Такэтоми с помощью жантильного ретро напоминает, что у человека в первую очередь должен быть выбор, свободный от пропаганды. Если барышня хочет, чтобы ее спасли, то в ваших силах исполнить эту мечту.

По сравнению с рисунком, реплики не блещут глубиной и динамизмом. Е. Фартушной достался для перевода набор патетических афоризмов. Но общей атмосферы небольшой жизнеутверждающей романтической истории это не портит.