Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 декабря 2019 г. 12:59

3K

4.5 Фантастический в своей реалистичности рассказ

Автор во вступительном слове называет свой рассказ одновременно фантастическим и в высшей степени реальным. Достоевский поясняет, что оттенок фантастичности произведению придаёт то, что оно представляет собой как бы записанные стенографом размышления мужа у тела покончившей с собой жены. Возможно, писатель хочет напомнить нам, что жизнь зачастую порождает сюжеты более жуткие и захватывающие, по сравнению с теми, которые может создать изощрённое воображение писателя. Психологический портрет рассказчика, мнительного ипохондрика, как он сам себя характеризует, кажется убедительным, есть в нём какая-то корневая правда, показывающая низость человеческой натуры.

Главный герой, владелец кассы ссуд 41 года от роду, встречает совсем юную девушку без средств, на которой он решает жениться, выступив в роли «благороднейшего из людей». С самого начала совместной жизни муж старается переделать жену в соответствии со своими представлениями о том, что «такое хорошо, что такое плохо». Главное, что его заботит, - это удовлетворить гордыню и доказать самому себе и всему человечеству свою правоту и великодушие.
Юная супруга, в свою очередь, несмотря на неопытность и кротость, способна на бунт, не лишена остроумия и не готова добровольно «раствориться» в муже. При этом она не может совершить предательство по отношению к тому, чьей женой она согласилась стать.
Возможно ли, пусть и в теории, достигнуть взаимопонимания в такой паре? Налицо факторы, которые, казалось бы, сулят их браку фиаско (глубоко неравные отношения, большая разница в возрасте), но ответ, на мой взгляд, не столь очевиден. Герой называет супругу обожаемым существом, ухаживает за ней, когда она болеет, и в конце даже пытается сделать своим «другом», исповедовавшись в прошлых проступках... Девушка, если верить рассказчику, только став его невестой, ещё смеялась весёлым детским смехом, пела и была готова делиться с будущим мужем сокровенным.
Но герою не обычных человеческих душевных отношений и не простого счастья было надо.

Главное, она с самого начала, как ни крепилась, а бросилась ко мне с любовью, встречала, когда я приезжал по вечерам, с восторгом, рассказывала своим лепетом всё своё детство, младенчество, про родительский дом, про отца и мать. Но я всё это упоение тут же обдал сразу холодной водой. Вот в том-то и была моя идея. На восторги я отвечал молчанием, благосклонным, конечно… но всё же она быстро увидала, что мы разница и что я — загадка.

Возможно, их отношения могли сложиться как-то иначе, но чуда не происходит и события развиваются трагически. Герой доводит свою избранницу сначала до полного отчуждения, а потом, когда она уже решила, что между ними всё кончено и внутренне успокоилась, до эмоционального всплеска и нервного припадка, оказавшегося выше её сил.
Слово, которое Фёдор Михайлович проводит красной нитью через всё повествование, - молчание. Рассказчик не раз упоминает это молчание, царящее между супругами.

Да, это правда, мы совершенно молчали; то есть мы начали даже потом говорить, но — всё обычное. Я, конечно, нарочно не распространялся, но я очень хорошо заметил, что и она как бы рада была не сказать лишнего слова. Мне показалось это совершенно естественным с её стороны: «Она слишком потрясена и слишком побеждена, — думал я, — и, уж конечно, ей надо дать позабыть и привыкнуть». Таким образом мы и молчали, но я каждую минуту приготовлялся про себя к будущему. Я думал, что и она тоже, и для меня было страшно занимательно угадывать: об чём именно она теперь про себя думает?

Они существуют отдельно друг от друга, как две независимые планеты. Она молчит, вероятно, из робости, страха перед ним и возможными последствиями (герой сам пресёк её стремление вести с ним доверительные беседы). Он молчит из опасения, что его не поймут, боясь показаться смешным и глупым, из эгоизма и раздутого самолюбия.
Пожалуй, единственное, что могло им помочь, - это вовремя начатый сложный разговор, когда оба собеседника открыты и слышат друг друга, а не погружены в себя и собственные переживания. Молчание, постоянная недосказанность могут разрушить и относительно гармоничные отношения. Люди не умеют читать мысли друг друга, даже когда они близки, что уж говорить о случае, описанном в рассказе.
Когда герой предпринял ставшую роковой попытку разговора, было уже поздно и, самое главное, его, по сути, по-прежнему интересовал он сам, а не чувства жены. Для него было важно доказать своё превосходство («я восторжествовал, и одного сознания о том оказалось совершенно для меня довольно»), а не попытаться понять, «почувствовать» человека, которого он, по его словам, хочет любить.
Рассказчик в конце склоняется к мысли, что он опоздал только на пять минут и что ничего бы этого не случилось, если бы не «несчастное скопление обстоятельств».

Главное, обидно то, что всё это случай — простой, варварский, косный случай. Вот обида! Пять минут, всего, всего только пять минут опоздал! Приди я за пять минут — и мгновение пронеслось бы мимо, как облако, и ей бы никогда потом не пришло в голову.

Муж, стремясь осмыслить случившееся и собрать «мысли в точку», не смог признать, что вследствие собственного решения «отложить будущее как можно на долгое время» он опоздал далеко не на пять минут.
Показательно, что рассказ героя начинается и заканчивается темой одиночества, к которому его вполне закономерно привели «бесовская гордость» и упрямое желание доказать свою правоту. Круг замкнулся...

А теперь опять пустые комнаты, опять я один. Вон маятник стучит, ему дела нет, ему ничего не жаль. Нет никого — вот беда!

Комментарии


«Желание первенствовать, постоянно быть главным и правым – разрушитель любви» (Г. Померанц)
- вот в точности о том, что вы (и Фёдор Михайлович) пишете. Как мне кажется.


Да, мне кажется, что высказывание Померанца ёмко выражает, как оно, к сожалению, иногда в жизни бывает... чрезмерный эгоцентризм может погубить любые отношения. Спасибо вам за внимание.


А вам - за интересные и хорошо написанные рецензии :)


Ника, привет) В последнее время много разговоров о Кроткой. Решила я снова почитать твой обзор. Очень понравилось! Анализ по существу, без экзальтации и излишней попытки давить на чувства... Спасибо.

Когда герой предпринял ставшую роковой попытку разговора, было уже поздно и, самое главное, его, по сути, по-прежнему интересовал он сам, а не чувства жены.

Так и есть. Печально...

p.s. Люблю я иногда почитать старые рецки )))


Кристиночка, огромное тебе спасибо за неожиданное прочтение!)
Рада тебя тут видеть :)

Анализ по существу, без экзальтации и излишней попытки давить на чувства

Приятно слышать) Но тебе не показалось, что немного сухой у меня обзор рассказа? Там ведь столько надрыва и боли, а я это так мало передала... Например, то, что справедливо отметили другие читатели, - героиня испугалась неожиданной страсти мужа, которого она не воспринимала как мужчину. Возможно, этот страх, что придётся с ним жить как с мужем, оказался последней каплей. И она его не вынесла... Я вроде замечала всё это, когда читала (точнее, слушала книгу), но как-то на подкорке не осело что ли. Наверное, не в настроении я была читать Достоевского с его колоссальным эмоциональным напряжением. Такие произведения лучше читать, когда есть определённый настрой, тебе не кажется?
А ты читала "Кроткую"?

Кристин, ещё раз спасибо тебе за внимание!)


Но тебе не показалось, что немного сухой у меня обзор рассказа?

Ну, лично я не считаю, что рецензия должна передавать полностью настроение рассказа или его пересказывать, для этого есть сам рассказ:) Часто надо лишь наметить какие-то моменты (не все). Намекнуть на них.
Ну и потом, в твоей рецензии тоже достаточно горечи и трагичности. Вообще у тебя это хорошо получается, правильно выбрать пропорции ))

Такие произведения лучше читать, когда есть определённый настрой, тебе не кажется?

Кажется) Поэтому я пока не хочу браться за перечитывание ПиН, хотя идея такая есть. Не то настроение... Но вот Бобок (помнишь, мы тут обсуждали) мне хорошо "зашел".

А ты читала "Кроткую"?

Читала в юности. Тогда, как ты понимаешь, я не могла многое в ней оценить. Помню, что тяжелый рассказ и все.
Но поэтому мне было интересно узнать твой взгляд)


или его пересказывать, для этого есть сам рассказ:)

:)

Но вот Бобок (помнишь, мы тут обсуждали) мне хорошо "зашел".

Кристин, ещё бы мне не помнить)) После твоей завлекательной рецензии я пошла его читать... Оригинальное произведение от Ф.М. Мне в целом тоже понравилось, но пытаться формулировать разбегающиеся мысли и писать обзор я не стала. Может, ещё и потому, что всё главное уже было сказано)

Тогда, как ты понимаешь, я не могла многое в ней оценить.

Понимаю... ты верно заметила, не только от настроения, но и от времени прочтения многое зависит. Один и тот же текст один и тот же человек может очень по-разному воспринять.

Ещё раз тебе спасибо, что заглянула)


мне тоже понравилось :)


Женя, мне приятно… правда, я не совсем поняла, что конкретно тебе понравилось. Рецензия Кристины на «Бобок», мой комментарий или сама Кроткая? :)


Мне понравилась твоя рецензия на Кроткую. Это то, что я имел в виду.
Но Криситина рецензия на бобок тоже.
А вот сама кроткая мне не понравилась


Спасибо)

А вот сама кроткая мне не понравилась

Да, я помню твою интересную рецензию и дискуссию под ней)