Больше рецензий

27 декабря 2019 г. 19:26

4K

4

Кто не верит в волшебные превращения, тот пусть не читает летописи Глупова.

"История одного города" - произведение неоднородное, чему конечно способствует не только авторская стилизация под всеобъемлющую историографию, но и развивающиеся личные переживания и рассуждения Салтыкова-Щедрина о прошлом и будущем России, обобщённой до города Глупова. Гротеск абсурдный и забавный к концу повествования приобретает пугающие масштабы, из-за чего последняя глава более похожа на антиутопию, нежели на комическую пародию.

Итак, о чём же этот роман? На самом деле однозначный ответ на этот вопрос трудно дать даже после прочтения. О русском народе и его взаимоотношениях с властью - формулировка абстрактная, но в то же время, вероятно, и максимально точная. Конкретика отдельных эпизодов "Истории" вне контекста теряет первоначальное значение и поддаётся вольной интерпретации. При этом произведение не кажется обрывочным: всё здесь о причудливом городе Глупове, о его жителях и правителях. Мы наблюдаем историю глуповского народа от выделения его(тогда ещё головотяпов) среди других племён до мистического конца истории. И всё же в разных частях текста акценты, которые делает автор, отличаются.

Первые главы наполнены множеством абсурдных подробностей, подчеркивающих недалёкость глуповцев. Вместе с тем и образы градоначальников имеют вид исключительно пародийный. В них с вниманием к деталям были изображены многие русские монархи и политики, однако все они обладают качествами странными, приближающими их к народу. В какой-то момент забавное практически истощается и повествование приобретает вид подробной и утомительной хроники. Создаётся впечатление, что весь сюжет уже знаешь. Неожиданно интересными оказываются вкраплённые в повествование рассуждения. Автор пытается объяснить те или иные явления, выявить закономерности в истории Глупова и часто приходит к не самым обнадёживающим выводам. Именно благодаря таким размышлениям и вполне схожим с современными политиками градоначальникам, вторая половина книги становится действительно захватывающей. Появляются сквозные персонажи, и правители идут друг за другом, не нарушая обозначенной в начале книги хронологии.

В конце хотелось бы отметить, что роман действительно читается тяжело, но он заслуживает внимания и внимательности со стороны читателя, так как, несмотря на политический подтекст, остаётся актуальным по сей день. Салтыков-Щедрин одним из первых в художественной литературе отмечает цикличность истории России, пытается понять её и растолковать читателю.