Больше рецензий

snob

Эксперт

Сноб Лайвлиба

22 декабря 2019 г. 18:02

Лучшее на Лайвлибе

8K

4.5 Заставляет посмотреть на небо

Давно присматривался к Смерти. В моей фантазии её прикид всегда соответствует той эпохе, в которой она гуляет. Моя Смерть в платье чёрного цвета. В её глазах гнетущая пустота. Этот образ идёт по тротуарам, цепляясь за вены и силуэты людей. И тихо шепчет. Когда она открывает свою книгу, и проводит пальцами по списку – её черный лак играет на фоне белой страницы. У моей Смерти нет выбора, улыбки и еженедельника.

Почти так же у Зусака. Его Смерть просто гуляет по земному шарику и собирает души людей. Подходит к человеку, опускается на колени и вытягивает последнее тепло из сознания. Иногда кто-нибудь заметит её тень или почувствует на себе взгляд. Порой душа может отказаться "уходить" и Смерть идёт дальше, особо не напрягаясь и не печалясь… Образ Смерти у Зусака явно положительный. И мне не столь интересен сам контекст романа, как выбранный автором рассказчик.

По ходу чтения книга упорно напоминала - «Убить пересмешника» . Только, разумеется, фон совсем другой. Зусак нарисовал личную историю человека во времена "Хрустальной ночи" и "Барбаросса". Своеобразный снимок изнутри Германии периода гитлеровских речей, его портретов и костров из литературной бумаги. Лизель Мемингер – худенькая девочка, которую записали в Союз Немецких Девушек. То есть по факту в книге наблюдаем романическую и национально-историческую проблематики. В этом плане читать о женщине мне всегда интереснее, чем следить за подростком в юбке. Здесь вспоминается роман «Дегустаторши» со схожим контекстом, который вытягивал за счет персонажа. "Книжный вор" совсем другой. Публика в нем более разношерстна. Здесь и папа, и мама. Есть даже милый мальчишка из соседнего домика и еврей, читающий гитлеровскую "Мою Борьбу" в подвале дома номер 33.

Но ведь кактус всегда найдет горшок. Все цепляющее для меня, что было в этом романе, связанно напрямую с женщиной, облачённой в халат скорби со свастикой. Фрау Ильза Герман. Её образ довольно нечеткий, так как рассказывал о нем ребенок. С позиции автора – это честно. С позиции читателя (исключительно моей) – скучно. Как Смерть лишена выбора на этих страницах, так и Ильза Герман не обладает соблазном и природной сексапильностью. А они бы пошли её образу, будь у нас подросток в штанах, а не в юбке. Помню, как сохранил заметку в книге и нацарапал комментарий – добавить секса Фрау. В итоге вырисовывается вопрос: почему все-таки Зусак для своей истории выбрал девочку, а не мальчика? Возможный ответ – флёр нежности и сказки, навивающий встречу Снежной Королевы в антураже войны, и Герды в образе Лизель. Ощущение, словно Зусак вообще не любит рисовать соблазнительных женщин на страницах (читал "Я посланник"), потому две его книги воспринимаются мной с… каким-то сказочным и подростковым привкусом. Но как бы тут не сквозило сказкой, а женщина всегда проиграет войне.

Касаемо украденных книг. Читал недавно у Веллера – человек ищет радость также, как страдание. Все потому, что он неизменно находится в поисках ощущений. На эту мысль упала интерпретация трактовки "Книжного вора" – особо запоминается та литература, которую ты встречаешь в минуты важных жизненных перипетий. При таком раскладе страницы становятся символом эпизода. Ты словно сохраняешь себя, делаешь селфи во временном промежутке. Поистине это та литература, которая дополняет скрытую ото всех историю. Страницы глав становятся частью твоего пути.

Так и Лизель обретает десятку книг в знаковые эпизоды её жизни. Первый роман девочка поднимает с земли, когда Смерть забирает душу её брата, другой – выхватывает из костра нацисткой Германии. А на деле? Прозаичная картинка на холсте: первую книгу Лизель крадёт у снега, вторую – у огня. Особо приятно было читать про воровство из библиотеки Фрау Герман. Лизель ныряла в окно. Она медленно шла до шкафа, оставляя следы от своих пяток. Её пальчики щупали корешки книг, а глаза пытались отыскать "своё". Каждая обложка словно кричала – возьми меня с собой! Каждая из них хотела быть украденной…
Представляю, как за дверью стояла Ильза Герман, боясь пошевелиться и выдать себя. Возможно, она дожидалась, когда девочка выберет книгу и упорхнёт в окно. Затем Ильза приоткрывала дверь и переступала порог, проходила мимо следов от детских ног и с улыбкой смотрела, как радостная девочка крутит педали на своём велосипеде в лучах вечернего солнца.
Нежно, зрело и глубоко. Зусак, ты хорош!

По итогу.
Добрый, трагический и ужасающий роман. В его сюжете полно действий. Он динамичный и легкий по форме, как вкус украденного яблока летним вечером.
Добавлю пару слов о стиле Зусака. Все эти фразы – "босые ноги отчитывали пол" или "сквозняк сопел в рукава пижамы", выглядели шикарно.
Парадоксально, как на мои глаза набегала то чертовская пелена, то улыбка.

Совсем нет тяги смотреть фильм. Не хочу разбавлять образы Смерти, Лизель, папы и влюбленного друга, нарисованных моим воображением, лицами актеров.

p/s
Вопрос в том, какими красками будет все раскрашено в ту минуту, когда я приду за вами. О чем будет говорить небо?

Для Лизель
Adele - When We Were Young
свернуть

Комментарии


Лизель ныряла в окно. Она медленно шла до шкафа, оставляя следы от своих пяток. Её пальчики щупали корешки книг, а глаза пытались отыскать "своё". Каждая обложка словно кричала – возьми меня с собой! Каждая из них хотела быть украденной…


А ты говорил, что хобби - странное...

"сквозняк сопел в рукава пижамы"


Да, это шикарно. И уютно.

И почему вообще взял почитать?


А ты говорил, что хобби - странное...


В ее случае - нет)
Никаких фамилий авторов она не знала. Для нее это как... картинки с названием.

И почему вообще взял почитать?


Захотел прочитать перед его последней книгой. Про мост. Ну и в целом, Германия тех времен привлекает. "Мою борьбу", кстати, тоже открывал. Так сказать не сошелся во взглядах на 20 странице))


В ее случае - нет)
Никаких фамилий авторов она не знала. Для нее это как... картинки с названием.


Если попадаю в большой книжный и стою перед полкой с современной литературой, то для меня это тоже примерно сплошные картинки)))
Не сказано, что именно она читала?

Ну и в целом, Германия тех времен привлекает.

Если захочешь, то почитай «Семья Опперман» Лион Фейхтвангер или «Братья Лаутензак» Лион Фейхтвангер Там прям Германия-Германия. И пишет автор приятно. На мой взгляд. Кстати, твоя рецензия слегка напомнила «Бикини» Януш Леон Вишневский

"Мою борьбу", кстати, тоже открывал. Так сказать не сошелся во взглядах на 20 странице))

Я так "Капитал" открывала как-то...


Не сказано, что именно она читала?

Например, первая книга, которую она украла у снега - Наставление могильщику.
Вторая - Пожатие плеч.
Первая из библиотеки улетела - "Почтальон снов" с красной обложкой.

По поводу полок. Ее читательский взгляд был вообще чист. С одной стороны можно только позавидовать. Она идет по фамилиям, не разбавляя их возможными сравнениями. Чистый лист. Помню, как я выбирал книги у деда в библиотеке, в далеком детстве.))


Кстати, твоя рецензия слегка напомнила

Это хорошо или плохо?)


Я так "Капитал" открывала как-то...

Там просто один персонаж читал её. В подвале. Я захотел прочувствовать момент и возможные мысли.
Но дошел до строк о том, что в книгах нужно искать только нужное тебе, не обращая внимания на авторское виденье в целом. Т.е. читать исключительно для расширения своего миросозерцания. А такая позиция мимо меня. Короче. Он явно не любил... сомнение.

А к книгам присмотрюсь, спасибо.


Это хорошо или плохо?)


Хорошо. Это моя любимая книга у автора и, на мой взгляд, она лучшая.

Но дошел до строк о том, что в книгах нужно искать только нужное тебе, не обращая внимания на авторское виденье в целом. Т.е. читать исключительно для расширения своего миросозерцания.


Очень актуальная позиция. Не думал о том, что многие,по сути, так и живут?)


Это моя любимая книга у автора и, на мой взгляд, она лучшая.

Я добавил нежности, вот тебе и навеяло Януша. Он же нежный до скрипа зубов.

Очень актуальная позиция. Не думал о том, что многие,по сути, так и живут?)

Видимо, у меня устаревшие взгляды.))
Я решил, что еще все-таки его почитаю. Актуализирую себя что ли.


Я добавил нежности, вот тебе и навеяло Януша.


Нет, совсем не поэтому. Нежность из тебя редко рвется)
Там просто в начале книги показаны немецкий город после бомбежки и парочка детей, пытающихся выжить. И ощущается смерть, скребущаяся к ним...

Он же нежный до скрипа зубов.

В моих воспоминаниях он еще и умный, и юморить умеет) Но последняя книга мне не очень понравилась, не зацепила, а вот "Бикини" до сих пор в голове особняком стоит, выбивается очень...

Я решил, что еще все-таки его почитаю. Актуализирую себя что ли.

"Борьбу"?


Нет, совсем не поэтому. Нежность из тебя редко рвется)

Я не люблю её в тексте.)

Кстати, когда-то смотрел на "Бикини", но что-то пошло не так. Если захочется почитать Януша (мало ли?), то открою "Бикини".

"Борьбу"?

Да. Отличная книга перед сном. Вырубает сразу.


Вырубает сразу.


Пожалуй, это её единственное достоинство)

А, если не шутя, то я таких книг побаиваюсь... Я и так не очень люблю людей.

Если, вдруг, то почитай "Бикини".
Я все читаю новые книги Януша и жду нечто подобное....


А, если не шутя, то я таких книг побаиваюсь...

А в чем проблема?)
Это мнение человека (каким бы он не был). Вполне можно почитать и не согласиться. Ведь читать книги, всегда соглашаясь... скучно.)


Ты меня не совсем понял... Я знаю заранее, что эта книга не очень человеколюбивпя, мягко говоря. Зачем мне усугублять собственную нелюбовь? И так с этим жить не так просто)


А у тебя не бывает такого, что авторское мнение вызывает обратный эффект?)
Хотя я понял, о чем ты.


Мои рецензии ты снова не читаешь?)))


Да я еще до ленты не доберусь никак. Ответственно подошел к совету в мобе))


Понимаю. Сама долго сидела и листала ленту... Как итог - посоветовала то, что в голову первое пришло))))

Участвовать, кстати, будешь?)


А мне никак, у меня там долги с мохнатых годов.
Но ты спрашивай совет если что, я всегда посоветую))


Советую)))

Хоть какой-то толк с тебя))))


В смысле, советуй)


А я только фильм смотрела) фильм мне очень понравился, а книга обычно ещё интереснее) одна из самых любимых историй о Германии в период фашизма


Отлично)
Поделись тогда, Ильза Герман... сколько ей в фильме лет?


Ильзе Герман? Спросил тоже)) я не помню) а тебе зачем?)


Просто есть сомнения по её возрасту.) Не мог я возраст упустить в книге (или мог??). Там он словно в вуали. Навскидку ей около 40 должно быть. По личным ощущениям. Но с женским возрастом у меня всегда печаль.


Она как истинная женщина решила оставить эту информацию при себе) в фильме, мне кажется, ей точно не меньше, но я не помню)


Зато я теперь понял, как ты смотришь кино))
Вообще... да. Я бы сказал, что ей должно быть не менее 40. Скорее даже 45+
Да и ситуация довольно странная. Частенько уведомлять читателя про изменение возраста Лизель и молчать про возраст других персонажей. Непривычно, как по мне.) Выходит, что возраст Лизель идет как... маркер во времени.

Кстати, ты «Глиняный мост» читать не думала?


Зато я теперь понял, как ты смотришь кино))

И как же?))
Скажем так, в фильме актрисе, которая играла Ильзу, на тот момент было 54 года, вроде)
Лизель - главный персонаж, ее возраст важен, чтобы сопоставлять ее мысли и поступки, собственно, возрастом)

Неа, впервые вижу эту книгу)


И как же?))

Берешь тарелку попкорна, нащупываешь мизинцем плэй и не смотришь на второстепенку))

Лизель - главный персонаж, ее возраст важен, чтобы сопоставлять ее мысли и поступки, собственно, возрастом)

Согласен.
Но мне всегда мало деталей только у гг. Потому, к слову, я поставил 4.5., а не 5.

Неа, впервые вижу эту книгу)

Сделаю ставку, что тебе понравится. Оценишь на 4.)


Берешь тарелку попкорна, нащупываешь мизинцем плэй и не смотришь на второстепенку))

Какая американщина! За кого ты меня принимаешь?)) Второстепенное я начинаю видеть после второго, третьего, n-ного просмотра) я обычный эмпирический зритель, если говорить по У. Эко) Но, если второстепенный персонаж - это симпатичный, ну, скажем, итальянец, то его линию я сразу примечу 8)

Но мне всегда мало деталей только у гг. Потому, к слову, я поставил 4.5., а не 5.

Легко верю) мне согласиться или нет с тобой трудно, я ж не читала)

Вполне вероятно) История "Книжного вора" мне понравилась, пусть и только в кинематографическом варианте)


Какая американщина! За кого ты меня принимаешь?))

Это риторический вопрос?) В целом... за девушку, которой нравится... передавать мысли в строках.

Второстепенное я начинаю видеть после второго, третьего, n-ного просмотра)

А я, как правило, больше смотрю на "второстепенку". Она может сказать иногда об авторе даже больше, чем гг. (это я сейчас про литературу)

Легко верю) мне согласиться или нет с тобой трудно, я ж не читала)

Тем не менее... не соглашаться тебе нравится больше, чем соглашаться. Ну это так.. наблюдение))


Это риторический вопрос?)

Скорее возмущенное восклицание))

А я, как правило, больше смотрю на "второстепенку". Она может сказать иногда об авторе даже больше, чем гг. (это я сейчас про литературу)

Я по-разному, если линия ГГ не очень интересна мне, то переключаюсь на второстепенных)

Тем не менее... не соглашаться тебе нравится больше, чем соглашаться. Ну это так.. наблюдение))

Вообще я редко на ЛЛ не соглашаюсь)) видимо с тобой так получается))


Моя книга номер 1, лучшее что я читал в жизни.


Она неплоха, согласен.) Её хочется порекомендовать. А сама история про девочку запоминается на фоне многих других историй.


Ну, я оцениваю книги по эмоциям которые они вызывают, а эта книга пока что вызвала самые сильные эмоции )))


А моя Смерть более жизнерадостная. Она как героиня Ренаты Литвиновой в фильме "Последняя сказка Риты" - в красивом праздничном платье, красной помадой и шампанским в руках!)))


Посмотрел образ в фильме.
Не встреча, а праздник...))


Не могли бы вы порекомендовать похожие книги?


Похожие в плане гг или ситуации?
Из первых ассоциаций вот эти -
«Дегустаторши» Розелла Пасторино
«В темноте»