Больше рецензий

19 декабря 2019 г. 23:49

3K

3.5 Доктор, ваши таблетки не помогают, так я их и не пью!

Книга известная, и, как мне кажется, не только в узких кругах. Классика классик, если можно так сказать. И, в каком-то смысле, писать не неё рецензию немного неловко, как на некоторые другие "общеизвестные" книги по тайм-менеджменту. Так или иначе, в сторону "Getting things done" кивают многие, на неё ссылаются, её цитируют.

Как это часто бывает, мнения об этой книге встречаются диаметрально противоположные: кто-то в восторге и очень доволен, кто-то ворчит, что всё это уже давно известно и этому учат в детском саду. Хотя, возможно, это искажения моего информационного пузыря, пусть и содержание "эффективного" менеджмента вокруг меня в последнее время некритично, да я и не сказал бы, что являюсь большим поклонником этой темы.

В попытках разобраться, почему же я "ничего не успеваю", я начал склоняться к предположению, что людям, у которых нет некоторых природных данных к самоорганизации, книги, ежедневники и вот это вот всё, скорее всего, не помогут. А тем, у кого от природы все нормально с чувством времени и так всё, что им надо, успевают. Хотя об этом не очень приятно думать, особенно если вы, как и я, привыкли считать, что при должном упорстве всё можно сделать, что если один человек что-то смог, то могут и другие.

Рискну ошибиться, но техники, приведенные в этой книге, выдержавшей не одно издание, должны быть в наше время уже известны каждому.

Мне же обращение к "первоисточнику" было интересно именно тем, что это первоисточник. Ну и кроме того, осознание того, что времени у всех людей - 24 часа в сутках, а я все время куда-то спешу, ничего не успеваю, хотя вроде вечно занят.

Книгу я читал на английском и читается она на удивление легко. Надо сказать, что Дэвид Аллен, видимо, неплохо умеет продавать чувство, что у тебя все получится по этой технике, но в итоге меня не покидало чувство воды. Периодически меня начинали бесить упоминания "most sophisticated and productive professionals", которым зачем-то была нужна эта методика (с проблемами планирования и самодисциплины профессионалами высокого уровня, как мне кажется, не становятся, что подтверждается тем, что должность или регалии не всегда соответствуют квалификации в самых разных областях человеческой деятельности, и тем, что хороший специалист - не всегда хороший руководитель). И ещё меня раздражал акцент на том, как ведут себя большинство людей (естественно - не так, как надо) и том, что для того, чтобы использовать эту технику, не нужно ничему учиться. Система образования, конечно, нигде не идеальна, но неужели научиться чему-то это такая большая проблема? Более того, после прочтения данной книги я действительно считаю, что приучить себя делать все по этой методике правильно требует достаточно серьезных если не усилий, то хотя бы фокуса внимания.

В целом, советы, описанные в книге, на мой взгляд, действительно достаточно универсальны для всех и должны работать. Как должны работать и ежедневные физические упражнения (которые нужно тупо, но при этом правильно выполнять, хотя не все это вообще делают), потому что рекомендации на удивление просты и, вероятно, именно поэтому большинством могут быть преспокойно проигнорированы. Я сейчас имею в виду классические отговорки "у меня все в голове" и тому подобные. С другой стороны, полагаю, что у людей с компульсивными расстройствами, могут возникнуть сложности, хотя тут скорее уже нужно идти к врачу, а не к "деловой" литературе.

Но в любом случае, людям, которые впервые задумались о том, что им недостает времени, эта книга может оказаться гораздо более полезной, чем тонны производной макулатуры на темы личной дефективности.

Наверное, самое полезное в этой книге это то, что она пошагово объясняет, что делать, и, в меньшей степени - почему надо делать так и не иначе. Просто конкретные упражнения, за вычетом рассказов о том, насколько это универсальная методика. Так что если ваши проблемы - хроническая недоделанность или проблемы с тем, чтобы что-то начать, а потом делать все в последний момент... эта книга как раз про это, но не думаю, что она поможет. В таком случае, думаю, лучше почитать Максима Дорофеева с его рациональным типом, обезьянкой сиюминутного удовольствия и паническим монстром.

Так что на мой взгляд, самой ценной мыслью в этой книге является оптимизация процесса принятия решений через отсутствие постоянного возвращения к одним и тем же вопросам с одного и того же места. По крайней мере это та уловка 22, которая превращает мои заметки в свалку незаконченных проектов, а раздел "когда-нибудь" в забытый чулан.

Также для меня большим открытием стало то, что календарь должен быть священной коровой и быть посвящен только "сложным делам". Я периодически склонен превращать ежедневник в набитую до отказа штуку, несмотря на буфера, в которой в том числе указаны и простые, тупые вещи, которые нужно делать каждый день, потому что в противном случае они начинают "выпадать" и делаться уже не каждый день (хотя постоянно все равно перестаёт вмещаться). Электронные же таск-менеджеры в этом плане позволяют списку дел быть вообще безразмерным. Как итог, сама по себе эта книга не дала мне понимания таких базовых вещей, почему я, например, планирую слишком много дел и сверхоптимистичен в сроках и как мне прекратить это делать (потому что мантра каждого следующего действия упирается в продолжительность дня).

С одной стороны, эта книга рассказывает о том, что простой календарь или простой ToDo-лист не работают и предлагает целостную систему по регулярному просмотру списков дел, разбитых по категориям (проекты), с другой стороны, тут же весьма архаично предлагает завести кучу физических папок для референсного материала.

В общем, книга ни хороша, ни плоха, она просто предлагает инструмент, а вот пользоваться им или нет - это уже дело каждого.

Лично я как пришел к книге за тем, что список записанных дел растет быстрее, чем убывает, так при этом и остался.

Комментарии


Прочитал вашу рецензию: ёмко и чётко по делу.
С проблемой экспоненциального прироста дел столкнулся сам.
Также, столкнулся со сложностями внедрения простой системы.

По порядку.
Сначала о сложности внедрения. Система, действительно, требует самоорганизации и дисциплины. Много раз пробовал взять её нахрапом — в результате провалился. Но, при каждом прочтении, во мне все глубже засеивалась мысль, что только 100% выполнение шагов автора без срезанных углов сработает.
В моем случае отодвинуть весь мир пришлось на месяц, пока все заработало с нужным результатом и эффективностью. Но, результат себя оправдал. Как ни странно, я стал действительно жить более полноценной жизнью во всех сферах, хотя с особ планирования по футам ввысь (10000 футов и так далее не применил).

Теперь про экспоненциальный рост задач. Здесь согласен ещё раз с вамм. Эта проблема морально давит и побуждает сорваться. Однако, для себя, я внедрил несколько лайфхаков:
1. Всю систему поместил в Google сервисы (там все связано и требует минимальных усилий на поддержание — об этом я планирую издать серию статей — если интересно вам поделюсь). Следовательно входящие поместил в Google Keep (очень просто все заносится, включая страницы из интернета и он безразмерный, без тормозов). Здесь уже наблюдается проблема перегруза.но, я на неё забил и разбираю заметки постепенно по 10-15 заметок в день от старых к новым. Они не срочные, а значит подождут. Срочном же при занесёнии ставится напоминание и они разбираются в этот же день. Таким образом здесь копится, раз в пару недель очищается то, что само по себе стало не нужно. Метод естественного отбора.
2. Автор очень точно делает акцент на жёстком разделении дел (конкретных шагов) на приввязанных ко времени и список ближайших действий. Первое незыблемо и должно выполниться любой ценой, второе может подождать. Ничего сит этим не случится. Я всегда задаю себе честный вопрос на каждое дело: важно ли это привязать ко дню. Я удивился, когда открыл для себя всего 7-10 дел в  среднем привязанных к определенному дню.
Следовательно список следующих действий: как только т с к сразу (без срока) стал вторым местом, который экспоненциально растёт.
К нему я приступаю только в реально свободное время.
Его рост наталкивает на два лайфхака:
1. Начинаешь понимать важность делегировантя, развивать нетворкинг как проект и реально делегировать.
2. Часто мелкие дела теряют свою актуальность и просто удаляются (снова, естественный отбор). Остальное делается строго по порядку: от старых дел к новым.
Здесь есть сложные рабочие конкретные дела и фильмы с книгами. Всё перемешано, но главное что важное и срочное делается по сроку без перегруза, остальное просто делается.

На последок, хочу отметить: Дэвид пишет о важности заключения соглашений с самим собой (другими словами, учит быть честным с собой в первую очередь). Просто и очевидно (нас с детства этому учат), но многие из нас упорно это игнорируют. Честность перед собой заставляет рассуждать и думать, принимать правильные для себя решения.

P.S. (словами Дэвида) :
Сейчас 8:33 утра (четверг, 23 июля 2020 года). Я заканчиваю набирать ответ на вашу рецензию на своём смартфон за чашкой чая, кушая творог. Как я пришёл к этому?
Неделю назад я увидел вашу рецензию, но прочитать её тогда у меня не было желания ввиду её размеров и моего желания спать. Однако, название с первыми строками меня заинтриговало. Поделившись страницей браузера в Google Keep (входящие в GTD), я лег спать. Сегодня, разбирая Google Keep, после 4-х разобранных заметок, я дошёл до заметки с этой рецензий (стоит отметить, что на сохранение ушло 5 секунд). Открыл страницу и принял решение, просто прочитать, чтоб не ставить задачу на прочтение (хотя через кнопку поделиться в Google Задачи на смартфон это займёт 5 секунд — соглашение с самим собой).
Рецензия мне понравилась, поставил лайк. Захотелось написать ответ. Ставить задачу или писать? Нужные слова нашлись сразу — писать (соглашение с самим собой).
Написал, убедился, что не один внимательно отнёсся к книге, подтвердил возможный интерес к своей затее написать инструкцию по внедрению (я не тренер эффективности, это нужно работникам организации, в которой я работаю, чтоб устранить хаос — хочу попробовать этот способ внедрить на корпоративном уровне в виде эксперимента). Удалил заметку в Google Keep и поеду в офис.