Больше рецензий

snob

Эксперт

Сноб Лайвлиба

12 декабря 2019 г. 14:13

3K

4 Зачем они пишут

Всегда считал себя ленивым для того, чтобы царапать рецензию на бумаге. Но Снегирев, знакомый мне по роману «Вера» пишет, что при таком методе меняется пластика мысли и рождаются идеи особого вида. Нужно ли это в рецензиях отдельный вопрос. Но все-таки проверю себя и напишу про авторов в современных кедах, используя пару карандашей.

Суть книги напоминает эпизод из фильма "Пуаро Агаты Кристи". В комнату заталкивают группу людей, которая именует себя писателями. Каждому из участников дают лист бумаги и авторучку. Цель собрания проста – написать о том, как они творят сюжеты. В задании нет пунктов и отправных точек. Приветствуется свобода в плетении словес. Комната оказывается баром, в котором ты пьешь зеленый чай и следишь за вращением шариковых ручек. За парой столиков возвышаются харизмы и залысины… в углу замечаешь немного женщин. Вон сидит Прилепин, а на соседнем стуле растянулась его медийность.

Весь сок в том, чтобы отыскать и выявить определение писателя. Был ли Кафка (и толпы других) писателем до того, как его напечатали? Лично мне понравилась мысль Марины Степновой: "написать книгу, да хоть двадцать книг – не значит стать писателем. Чтобы стать писателем – надо умереть". В этих строках ирония переплетается с цинизмом и бессилием на фоне российской обыденности из потребительского спроса на литературу. На эту тему было интересно читать Ш. Идиатуллина.

Смысла в этом нет никакого. Ни один гонорар не превышал моей месячной зарплаты. И чем меньше я этим занимаюсь, тем больше радуюсь. Но иногда какая-нибудь тема хватает за кадык и тащит.

Потому, как говорил Л.Н. Толстой: "писать надо только тогда, когда не можешь не писать". Отсюда логичнее увидеть на обложке иное название: "зачем мы пишем". Этот вопрос пикирует, как муха, от одного листка писателя к другому. Вопрос, который можно приравнять к избитым дилеммам о смысле жизни. А лучше так – Какого черта мы пишем? И поместить строчку на фоне вялой церковной башни. Но, к сожалению, философский тумблер жамкают не все. Лифт не едет. Так, например, открываешь главу от Прилепина и… морщишься. Мало того, что рязанский Есенин закинул родословное древо в эссе, так еще два листа расписывал о своей бабуле, городке и первом стихотворении – "Люблю я Русь, клянусь". А по итогу? Рассказал ли Прилепин о том, как он пишет? Нет. Но о своем становлении, о национализме, который вываливается из-за всех запятых… вполне.

За соседним столиком на двух скрипучих стульях елозит Водолазкин. В очередной раз Евгений Германович пишет об отсутствии в себе политических взглядов. Мол, ни одна идеологическая система полностью не укладывается в границах нравственности. В монологе звучит гладко. Наверное, потому все его мужские персонажи (Иннокентий, Арсений, Глеб) лишены дерзости в штанах. Для себя я давно решил, что вижу Евгения Германовича отличным стилистом, одним из лучших, кого приходилось читать на современном российском рынке. Но это, к сожалению, не отменят во мне стремления – раздать его книги прохожим. Даже у Прилепина меньше самоцензуры и больше смелости на страницах.

К горькому привкусу добавлю еще… Макса Фрая (Светлана Мартынчик). Признаться, её я вообще не читал. В связи с чем, сохранялась некая интрига, которая на деле быстро иссякла. Буквально на втором абзаце. Плюс этого сборника в том, что можно заочно познакомиться со стилем разношерстных писателей. Тебе незачем читать выдуманных (а у кого реальных) персонажей, чтобы прикоснуться к авторским идеям и характеру рассказчика. Так, например, вышло с Фраем. Его хлопковый стиль и беззубый юмор настолько далеки от меня, что я бы попросту не дочитал какие-нибудь… сказки старого Вильнюса.

Если ты будешь умным, или гениальным, или сумасшедшим, или блестящим, но не будешь интересным – тебя не прочитают.

Из хороших находок выделю трёх авторов – Андрея Рубанова , Александра Етоева , Марину Степнову . Не разочаровал Веллер и Снегирев.
Читать этих ребят было действительно приятно. Особенно рассуждения Рубанова о передаче энергии (нервную силу, претензию, сырой протест, яростную лаву гнева) через текст нашли во мне неслабый отклик. По его мнению, таких писателей раз два и обчелся – Буковски, Хантер Томпсон, Лимонов…

По итогу.
620 страниц – 36 авторов.
Книге не хватает сорокинской смелости и пелевинской загадочности, но читать ее было интересно. Я вообще люблю листать о литературе и бродить по кухням.

Вопросы, на которые пытались ответить:
- зачем я пишу;
- каких персонажей необходимо рисовать – придуманных или вырванных из реальности;
- нужна ли современная российская проза и почему она не востребована на европейском рынке;
- кто такой писатель;
- что определяет писателя в человеке.

О Пришвине.
Приехал он как-то в свою деревню, автор уже известный, правда в узком кругу, но гонорары имел приличные. Местные мужички его спрашивают: "Как живёте? Чем на хлеб зарабатываете?" Пришвин мнётся. "Писатель я, – говорит, – книжки пишу". Те на него смотрят, как на блаженного. "Книжки? – говорят. – Ты к нам приходи косить, будешь жить, – говорят, – как человек, а не какой-то, прости боже, писатель". Пришвин молчит, неудобно Пришвину, он за час работы с бумагой получает больше, чем они за неделю. А сказать стыдно.
Сейчас о таком благополучии писательском можно только мечтать. А раньше было. "Инженеры человеческих душ" – так сказал Юрий Олеша. И Сталин его процитировал на знаменитом балу писателей в московской квартире Горького.

Комментарии


Года два назад увидела эту книгу в магазинчике, смотрела, листала, но не решилась... Что-то смутило. Так, стоит почитать?


Очередная история, как ты пощупала книгу и пошла дальше?)) Забавное хобби.

А читать, определенно стоит, если тебе интересна нынешняя российская проза. Может, тебя заинтересует какая-нибудь фамилия и ты решишь его почитать.
Но это не лекции. Просто рассуждения.


Едва ли это хобби, просто люблю книжные магазины.

Я побаиваюсь читать современную русскую прозу. Разве что Улицкая понятна... Пелевин не зацепил, Водолазкин...не буду говорить, что думаю))) разве что Сорокин пока кажется чем-то стоящим, но его "Метель" пока ждёт часа


Я ставлю на то, что Сорокин тебя не зацепит. Правда, "Метель" может заинтересовать. Наверное. Там все... эстетично.) Но ведь Сорокин... это не столь "Метель", как "Настя". Я бы почитал твою рецензию на нее.

Улицкую, кстати, было интересно почитать. Особо про копипаст библейских страниц, но читать ее романы не захотелось как-то.


Но ведь Сорокин... это не столь "Метель", как "Настя". Я бы почитал твою рецензию на нее.


Я подумаю))) И почему Сорокин - это именно "Настя"? Имя вообще это пугает)))

Улицкая... Знаешь, в ней есть что-то от Толстого. Может, поэтому тебя не потянуло. Хотя... Твою рецензию на её Шурика я бы тоже почитала. Интересный персонаж. Есть у вас с ним что-то общее)


Ох, я б на твоём место тоже сто раз подумала читать эту «Настю» или нет. Прости, Александр, но я не могла не предупредить))


Я уж посмотрела аннотацию... Да уж... Но меня так просто не запугать)))


Я в литературном плане тоже не шибко впечатлительная, но тот рассказ бросила))


Я догадываюсь, почему... Правда, почитать что ли...


Почитай - от тебя не убудет, так сказать))


Пара книг, которые я у него читал, говорит о том, что Сорокин ближе к "Насте")
Но в любом случае, "Метель" читается легко.

А по поводу Шурика... Аннотация кричит, что это мы разные... ведь я всех делаю счастливыми))
Да и ты уверена, что он не будет меня раздражать?


Не знаю... Но аннотация, кстати, врет. Нахально)))


Ну тогда.. может быть... я когда-нибудь выпью и рискну.
Кто ж не рискует - тот не пьет.


Или кто не пьёт, тот не рискует...)


Это уже нюансы)


У меня очень прохладные отношения с современной русской литературой, так что и их кухня мимо меня) и мне печально от того, что величайшая из литератур мира настолько провальная на современном этапе


У тебя есть мнения..варианты...сомнения.. с чем это связанно?


Знаешь, меня, конечно, можно закидать тапками, но, мне кажется, что это связано с общей деградацией русской/российской культуры


В целом не имею ничего против такого мнения.
Еще мне понравился абзац...

Были у нас и определённые надежды на экспорт русской литературы: всё-таки за нашими хилыми спинами всегда маячат громадные тени всемирно известных мастеров: Толстого, Достоевского, Чехова, Набокова. Но надежды не оправдались: сейчас на западе русская литература интересна только славистам и оригиналам.

На самом большом в мире литературном рынке – англоязычном – современная русская литература занимает десятые доли процента, и нет никаких предпосылок к изменению ситуации, и никакие пиар-акции, вроде присуждения Нобелевской премии русскопишущей беллетристке Алексиевич, не могут поправить дело. Западную цивилизацию интересуют в основном проблемы трансгендера, харрасмента и гомосексуальности, терпимости к minority (меньшинствам) – русская культура от этого далека. И русский писатель, хотя и получает иногда скромный чек за перевод на испанский или французский, главным образом работает на свою, родную, отечественную аудиторию.


С первым согласна) а со вторым абзацем - то, что западная литература тоже крайне далека от своих лучших периодов абсолютный факт для меня. Все, что перечислено

Западную цивилизацию интересуют в основном проблемы трансгендера, харрасмента и гомосексуальности, терпимости к minority (меньшинствам)

превращает западную литературу в помойку трендов. Я почти уверена, что этот период переживут лишь немногие произведения подобной направленности. Но в России тоже есть мода на паразаитирование на какой-то теме - тема СССР, сталинизма и тд. Когда не ради идеи, а ради денег. Как и в ситуации с западной. В обоих случаях литературный процесс откровенно плох и вымучен


Я порой ловлю себя на мысли, что черствею что ли... Безумно малое количество книг вообще просто цепляет, не говоря уже о том, чтобы запасть глубоко, что-то подвинуть внутри. Может, в этом и проблема?
Поколения все взрослее и черствее, все умнее и требовательнее...


Субъективно, Марин.
Знаю тех, кто плачет в кино. Кто пускает слезу от сюжета в играх и прочее.

Но в любом случае... поколение взрослеет, наверное. Нужна ли только будет литература такому поколению в той форме, в какой ее все привыкли видеть..?)


Да, понятно, что субъективно, исследований я не проводила, но за людьми наблюдать люблю. А потому думаю, что даже если и пускают слезу, то сколько тех, кто пускает ее искреннее?

Это знаешь, всегда забавно наблюдать за теми, кто узнал о чьей-то смерти... Многим ведь по сути все равно, но принимаются охать и ахать, просто потому что так положено.

Нужна ли будет литература? Нужна. Мне так хочется думать. Да, и что ее сможет заменить? Телефоны или другие гаджеты? Фильмы в 1000D? Едва ли.

А сам что думаешь?


с возрастом искушенность во всех вопросах дает о себе знать) удивлять с годами все труднее)


Т.е. кризис в мировой литературе?)
Буквально на днях слышал мысль, что многие талантливые люди, которым раньше некуда было уходить кроме как в литературу, сегодня находят себя в других вещах. Опять же, благодаря информационной ветке.
Еще порой мне кажется, даже если будет второе пришествие таланта в российской прозе - в него не поверят. И да, я сейчас не только о лит-ре.))


Т.е. кризис в мировой литературе?)

Ну, не в мировой, наверное, а в западной) скорее даже в литературе христианского мира, потому что к чему относить Россию - к Западу или к Востоку вопрос, который однозначного ответа не имеет) А в литературе мусульманских, например, стран, я такого кризиса не замечаю. Тут дело в том, что ислам моложе христианства на 600 лет - наш путь длиннее, а кризис зачастую вопрос износа, усталости или перелома. Так что какой будет мусульманская литература и культура через 600 лет никто не знает

Буквально на днях слышал мысль, что многие талантливые люди, которым раньше некуда было уходить кроме как в литературу, сегодня находят себя в других вещах. Опять же, благодаря информационной ветке.

Скажу опять же честно, что в современной России я не знаю сферы, которая была бы действительно хороша. Особенно в искусстве. Куда уходить-то? шило на мыло менять. Кинематограф слабый, скатившийся к "Полицейскому с Рублевки" с его сортирным юмором и при этом бешеной кассой. По каждому виду искусства проходиться не буду, а то папирус получится

Еще порой мне кажется, даже если будет второе пришествие таланта в российской прозе - в него не поверят. И да, я сейчас не только о лит-ре.))

Возможно) Потому что мало написать талантливо, надо, чтобы у людей была возможность оценить это по достоинству, а когда половина страны завороженно смотрит сериалы на ТНТ, чего ждать? Маргинализация общества и культуры поглощает все сферы жизни
В любом случае, тут ныть бесполезно. Поодиночке мы это не исправим, а тратить свою жизнь на перевоспитание взрослых людей, которым это не нужно, никому не захочется