Больше рецензий

ima

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 декабря 2019 г. 09:13

527

5 Спойлер Палитра боли, палитра страданий…

Когда плачешь над книгой или песней, то всегда плачешь о своём…

Так интересно бывает порой смотреть на палитру художника — из абстрактных цветных пятен и форм сознание выхватывает образ чем-то близкий и тревожный, наполняет его какой-то личной ассоциацией, и вызывает к жизни фрагмент, эпизод чего-то живого, важного. Можно смотреть долго, и словно в пятнах Роршаха видеть что-то своё.

В книге "Девять незнакомцев" Лиана Мориарти дает палитру образов, моментов, чувств, боли, стыда, потери, разлуки, смерти и многого другого, и если читатель проходил через подобные чувства, то это невольно резонирует где-то внутри, вызывает к жизни старые недоплаканные слёзы, никогда окончательно не забытые детские страхи, невысказанную боль. Хочется отнести эту боль в уголок, скорчиться калачиком, и чтобы кто-то обнял и прижал к себе. И выплакать наконец — как вынуть занозу из сердца. И чтобы боль наконец ушла. И чтобы пришло исцеление… И потому если поверить обещанию автора, то стОит идти за ней и не захлопывать дверь, даже если идти придется через чудовищное многословие. Но это качество достаточно постоянно для автора, потому тот, кто открывает ее книги, тот знает, что его ждет. Очень много слов, подробностей, размышлений, воспоминаний, внутренних диалогов и монологов, мимолетных мыслей и чувств и так далее. Но главное, что будет достаточно интересная интрига. Интересная в пределах быта семьи, поселка, городка. Неожиданная, острая, тревожащая. Резонансная.

Как ожидаешь из названия, в книге будут люди и их судьбы. Девять человек приехали на небольшой ретрит, где и возникнут те самые острые события и переживания, но судеб, а значит и картин будет несколько больше, ведь в полотно вплетаются не только посетители ретрит-центра, но и его персонал. И каждому автор присваивает биографию, у каждого есть проблема или даже целый букет оных, у каждого своя боль.

Да, автор многословна. Она любит каждую мелочь, которую описывает. Она старательно вышивает свой гобелен, чтобы ни один кусочек этого полотна не остался незакрашенным. Однако тот читатель, у кого возникло это ощущение резонанса с одним из героев, и кто доверяет автору, чувствует, что это путешествие имеет смысл. И что если пройти весь этот обещанный путь от начала и до конца, то может быть действительно сможешь прийти вместе с автором и ее героями к обещанному обновлению и очищению. И только тому, кто на самом деле и всерьез выбрал это путешествие, и будет интересно.

Это видно, когда читаешь рецензии самых разных людей: спектр рождаемых эмоций очень велик, от раздражения и гнева до восхищения. Количество рецензий в Амазоне - уже около двух с половиной тысяч. Некоторые сердятся, что нельзя поставить меньше одной звездочки, другие сетуют, что нельзя больше пяти. Прямо как в самой книге рецензии на этот ретрит-центр… Но для меня путешествие было на пять звездочек. И вызвало к жизни старые болячки… И потом долго не отпускало — но не книга, а то, своё наболевшее. Недо-болевшее, недо-исцелённое…

Однако несколько "но" слегка подпортили впечатление.

Внимание, СПОЙЛЕР.

Есть моменты, в которые просто не верю. Ну не верю. Принимаю в качестве правил игры — типа пусть будет. Но в жизни, примеряя на себя — нет, не может быть. Фишка с дверью — либо принять, что в Австралии живут исключительно идиоты, либо все же автор несколько недодумала. Во время "пожара" не попытаться выбить дверь (при наличии крупных сильных мужчин в команде) и даже не подергать ручку двери — примеряя на себя НЕ ВЕРЮ! Я в подростковом возрасте могла дверь снести (и иногда даже это делала) и не говорите мне, что это невозможно.

Второе — как только Фрэнсис мысленно назвала человека серийным убийцей, я немедленно поняла, что закончится романом. Да, это случилось. Это так предсказуемо.

И третье — ну зачем?! Зачем автор вливает читателям внутривенно море розового сиропа в конце просто погружая читателя в диабетическую кому?! Это не просто хэппи-энд, это какой-то термоядерный хэппи-энд в десятки мегатонн. Эта почти катастрофа! И она почти перекрывает и изрядно нейтрализует действие самой книги. Будучи сама слегка автором я уже знаю, как хочется сделать длинный эпилог и рассказать про каждого много сладкого, но умные люди мне посоветовали этого не делать. И что написано - зарезать. И были правы. И я понимаю, что книга была бы существенно лучше без этого, но увы австралийские домохозяйки диктуют рынку и убивают литературу с большой буквы. Ну что ж, может они по-своему правы. Но мне жалко.