Больше рецензий

Glenda

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 декабря 2019 г. 15:24

211

3

В моих ближайших читательских планах было прочитать научно-фантастический роман британского астронома и писателя Фреда Хойла «Черное облако». Но начать книжный декабрь я решила с детектива Вероники Руа «Знак убийцы» о расследовании преступлений, совершённых в Парижском национальном музее. И чье же имя я встречаю буквально на первых страницах? Фреда Хойла. Синхрония, однако. Это совпадение как-то даже взбодрило и добавило энтузиазма. Как оказалось, зря: эпизод с Хойлом был едва ли не единственным любопытным моментом за всю книгу.

Детективная интрига завязана на жестоких убийствах, происходящих в музее. Жертвами становятся как именитые ученые, так и рядовые сотрудники. Трагичные события совпадают по времени с падением необычного метеорита и приездом в Париж для его изучения американского ученого Питера Осмонда, а также итальянского ученого, по совместительству священника Маньяни. Напряжение нарастает и за счет того, что американец – убежденный атеист, и работа в тандеме со священнослужителем его здорово напрягает.

Извечный спор науки и религии – лишь один из конфликтов в книге. Между церковными и учеными радикалами, не допускающими и мысли о возможном сотрудничестве, затесалась группа, пытающаяся примирить непримиримых и получающая за «предательство» от тех и от других. Второе, обозначенное автором противоречие, - между французами и американцами. Это касается, особенностей личности и общения, подходов к работе. Причем, Руа здесь явно на стороне американцев, постоянно от лица своего героя, профессора Осмонда, подчеркивая, что вот в Америке никогда бы такого не произошло, или в Америке все было бы на высшем уровне и т.д. и т.п. Выглядит нелепо и неуместно, никакой смысловой нагрузки этот авторский детский восторг не несет и никак не украшает книгу.

В целом, от книги возникает ощущение, что автор решила в нее включить вообще всё: все, что она считает актуальным и резонансным, все, что знает из разных сфер жизни, любовную недо-интригу, персонажей чрезмерно эмоциональных, почти истеричных. За всем этим детективный сюжет теряется, безразлично, кто же этот садист-убийца и даже финальные моменты, призванные создать напряжение и назвать имя преступника, воспринимаются просто как очередной проходной эпизод, обозначающий окончание книги.