Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 декабря 2019 г. 13:43

4K

4.5 История одного убийства

«Отчаяние» иногда называют финальной частью трилогии Набокова, объединённой немецкой темой. Первые две книги, «Король, дама, валет» и «Камера обскура», я читала пару лет назад и не помню подробности, но, по моим ощущениям, последний роман отличает более глубокое погружение в сознание главного героя. Если в первых двух произведениях Набокова больше действий, здесь всё сконцентрировано на внутреннем мире персонажа, все события читатель видит исключительно его глазами. Текст книги представлен как рукопись повести-исповеди, которую пишет главный герой, временами обрывая собственный ход мыслей и отвлекаясь от главной линии повествования.
Название отражает основной нерв произведения: оно действительно мрачное и уничтожающее веру в человека.
Герман Карлович - эмигрант, живущий в Берлине с женой Лидой. Он занимается торговлей шоколадом, но дела его в последнее время идут неважно. Девятого мая 1930 года главный герой приезжает по делу в Прагу, где случайно замечает на улице спящего бродягу Феликса. С этого момента в голове внешне респектабельного бизнесмена начинает зреть «гениальный» план…
Герман на протяжении мучительного монолога или, скорее, своеобразного диалога с читателем демонстрирует полное безразличие к окружающим его людям и исключительную фиксированность на собственной персоне. Набоков, конечно, умеет рисовать подобных персонажей (та же Магда из «Камеры обскура», хотя её такой, вероятно, сделало прошлое).
Можно даже подумать, что Герман специально пестует в себе хладнокровный эгоцентризм, предвкушая эффект, который он должен произвести. Вспоминая события, по всей видимости, недавнего прошлого («не я пишу, — пишет моя нетерпеливая память»), он не старается оправдаться. Отношение героя к своим потенциальным читателям-зрителям («высшая мечта автора: превратить читателя в зрителя…») противоречиво: он презирает «чернь» и одновременно жаждет убедить непросвещённую публику в своём «таланте». Для Германа важно показать читателю, что он вовсе не заурядный преступник, которого волнует только бубновый интерес. Нет, он прежде всего художник, творец, который задумал идеальное преступление (как там говорилось в известной песне, «моих грехов разбор оставьте до поры, в оцените красоту игры»). Герман верит, что его сумеречные мечтания не пресны, а наполнены энергией и творческим порывом.
И наверное, недаром в начале книги Герман сообщает о печальном пророчестве: ему когда-то, ещё в Москве, предсказали, что он кончит в сумасшедшем доме…

Темы сходства, раздвоения и зеркального отражения наполняют весь роман. Каким должно быть соотношение, пропорция между различиями и сходными чертами, чтобы мы решили, что эти два субъекта похожи? И насколько такое суждение может быть объективно? Люди, как правило, видят то, что хотят видеть, и способны начисто не замечать всё то, что их не устраивает, противоречит их «картине мира». Не случилось ли нечто подобное с нашим героем, который слишком увлёкся поиском сходства и, не потеряв физического зрения (как это случилось с Кречмаром из «Камеры обскура»), утратил способность видеть?
Один из персонажей романа говорит, что «художник видит именно разницу, а сходство видит профан».

Что же остаётся сделать герою в конце, как ни перечитать написанное и придумать заглавие для своей невесёлой истории.

Я стал читать, — и вскорe уже не знал, читаю ли или вспоминаю, — даже болeе того — преображённая память моя дышала двойной порцией кислорода, в комнатe было ещё свeтлeе оттого, что вымыли стекла, прошлое моё было живeе оттого, что было дважды озарено искусством. Снова я взбирался на холм под Прагой, слышал жаворонка, видeл круглый, красный газоём; снова в невeроятном волнении стоял над спящим бродягой, и снова он потягивался и зeвал, и снова из его петлицы висeла головкой вниз вялая фиалка. Я читал дальше, и появлялась моя розовая жена, Ардалион, Орловиус, — и всe они были живы, но в каком-то смыслe жизнь их я держал в своих руках. Снова я видeл жёлтый столб и ходил по лeсу, уже обдумывая свою фабулу; снова в осенний день мы смотрeли с женой, как падает лист навстрeчу своему отражению, — и вот я и сам плавно упал в саксонский городок, полный странных повторений, и навстрeчу мнe плавно поднялся двойник...

Язык Набокова традиционно вкусен и самобытен.
Как оказалось, по мотивам «Отчаяния» в 1978 году был снят фильм.

Комментарии


Для Германа важно показать читателю, что он вовсе не заурядный преступник, которого волнует только бубновый интерес.

Набоков вообще забавно поиграл на клавишах русской литературы в этом романе: Герман - из пушкинской "Пиковой дамы", все его мытарства отчаяния художественного и завидного - из "Записок из подполья" Достоевского и "Моцарта и Сальери" Пушкина.. да там много чего)

Не случилось ли нечто подобное с нашим героем, который слишком увлёкся поиском сходства и, не потеряв физического зрения (как это случилось с Кречмаром из «Камеры обскура»), утратил способность видеть?

Да, вы правы. Набоков в своей трилогии славно и мрачно развил тему слепоты, расщеплённого зрения, ушедшего в себя, в подполье души: солипсизм восприятия...


Спасибо за такой интересный комментарий! Я не подумала о Германе из "Пиковой дамы" и о том, что Набоков выбрал имя героя не случайно... Да, поиску аллюзий и разгадкам загадок в его текстах можно предаваться бесконечно.


Ника, очень интересно было прочесть Вашу рецензию. За сам роман вряд ли возьмусь в ближайшее время.

Название отражает основной нерв произведения: оно действительно мрачное и уничтожающее веру в человека.

Хочется сейчас чего-то более светлого.
Но интересно, как у Набокова всё многослойно и зеркально.

Снова я видeл жёлтый столб и ходил по лeсу, уже обдумывая свою фабулу; снова в осенний день мы смотрeли с женой, как падает лист навстрeчу своему отражению, — и вот я и сам плавно упал в саксонский городок, полный странных повторений, и навстрeчу мнe плавно поднялся двойник...

Это удивительно.
Жаль, что мой скудный словарный запас не позволяет выразить то чувство, которое испытываешь, читая подобные строки. Согласна, что язык Набокова - "вкусен и самобытен", но здесь даже больше.
Тут и правда, работает видение..

«высшая мечта автора: превратить читателя в зрителя…»


Вам и Набокову это удалось.
Ника, большое Вам спасибо за Вашу рецензию!


Хочется сейчас чего-то более светлого.

Хорошо Вас понимаю. Тем более скоро Новый Год)

Но интересно, как у Набокова всё многослойно и зеркально.

Да... Зеркальностью и темой двойничества пронизан его "Соглядатай" (из того, что я читала недавно). Взялась за него ещё потому, что это небольшое по объёму произведение.
Но мне правда кажется, что необязательно пытаться проникнуть во все слои. Важно просто получать удовольствие от чтения... Процитирую Набокова:

таинственный трепет, вызываемый искусством, эстетическое наслаждение - то единственное, ради чего стоит заниматься литературой.

Это вроде из лекций о "Дон Кихоте".

Вера, Вам большое спасибо за доброе внимание и интересный комментарий!