Больше рецензий

by_kenni

Эксперт

Лига диванных экспертов

9 декабря 2019 г. 11:50

432

4.5

Пару лет назад мне довелось познакомиться с "Игрой в классики" Хулио Кортасара. Это было настолько ново для меня и непонятно, что я наградила книгу очень низким баллом. Но это тот случай, когда книга еще долго играет, её приятно посмаковать потом, спустя время. Сейчас Кортасар - один из моих любимых писателей, а "Игру в классики" рекомендую к прочтению, когда меня спрашивают, что почитать из латиноамериканской прозы.
Небольшой сборничек "Бестиарий" попал ко мне совершенно случайно: я делала заказ в одном книжном интернет-магазине, и до круглой суммы мне не хватало буквально одного рубля (белорусского), и как раз этот сборник стоил 1 рубль и был якобы с браком (нет, на самом деле никакого брака, книга в идеальном состоянии).
Но как же я ошибалась, когда думала, что смогу прочитать эту тоненькую книжицу очень быстро! Нет, рассказы здесь хоть и очень короткие, но требуют глубокого осмысления. Если попробовать описать общее впечатление от книги, то это будет примерно следующее: я словно попала в чьи-то сны. Сны метафорические, эфемерные, галлюциногенные, в стиле художников Дали и Пикассо, а порой уходящие в супрематизм, но ненадолго. Иногда мне снятся подобные сны, а потом мне с утра болит голова.
Один из рассказов символично называется "Цефалея" - самая большая головная боль. Мастерски Кортасар описывает симптомы нарастания головной боли, но не думайте, что это какой-то медицинский трактат, это магический реализм в самом лучшем его проявлении, в том, котором умели только Кортасар, Борхес, Маркес и еще щепоточка латиноамериканских писателей.
Каждый рассказ стоит отдельного упоминания, но я остановлюсь подробнее только ещё на двух.
"Захваченный дом". Этим рассказом и начинается сборник, и это правильное решение - поместить его первым. Он легко читается (дальше сложность идёт по нарастающей), цепляет, заставляет задуматься. Внимание: всё, что написано до следующего курсива, - спойлер! Кратко о сюжете: стареющие брат и сестра живут в большом доме, занимают только несколько комнат, а в остальных только прибирают. Однажды им кажется, что там кто-то поселился, поэтому перестают туда наведываться. Еще позже им кажется, что занята уже и их половина. Они покидают дом, не взяв ни денег, ни вещей. Конец. Я посоветовала прочитать этот рассказ подруге, и после мы немного его обсудили. Мы пришли к выводу, что этот рассказ может быть как аллегорией уютного мирка и изгнанием из Рая, так и аллегорией "поехавшей крыши": если в голове поселились "тараканы", "Я" уезжает. В контексте сборника второй вариант подходит лучше. Сразу оговорюсь, что я не читала никаких литературных анализов, поэтому не знаю, что на самом деле хотел сказать Кортасар. Я описываю свои впечатления.
"Автобус". Если не углубляться, то рассказ о том, как одна деталь, отличающая тебя от других (здесь: отсутствие цветов у двух пассажиров), делает тебя изгоем, белой вороной. Этот рассказ мне понравился больше остальных, потому что только он обладает эффектом присутствия. Я реально ощущала себя в том страшном автобусе, я повторяла все ужимки и мимику девушки, я сжимала кулаки, как её случайный спутник, я скалила зубы, готовясь к прыжку. Я в конце концов выдохнула, когда парочке удалось сбежать из этого чудовищного (обычного) автобуса и скрыться в толпе.
Конечно, стоило бы отметить и "Письмо в Париж одной сеньорите" - рассказ, в котором мужчина изрыгает маленьких крольчат, и "Бестиарий", вынесенный в заглавие сборника, и "Цирцею" о девушке, у которой погибают женихи, но я не ставлю перед собой цели проанализировать каждый рассказ. Тем более, что вряд ли я верно раскрыла смыслы и тех рассказов в предыдущих абзацах. Вернее каждый откроет в них свои смыслы. А возможно, что кто-то прочитает и скажет, что всё это маразматический бред и никакого смысла в этом нет.