Больше рецензий

8 декабря 2019 г. 14:48

564

5 И его творчество сделало мир красивее и богаче...

Так редко случаются моменты, когда после одной книги, посвященной выдающейся личности, начинаешь читать другую и находишь там новую и неожиданную информацию, что моему читательскому удовольствию сейчас нет предела. «Ухо Ван Гога» в этом плане – уникальная книга, автором которой я безмерно восхищаюсь и готова подписать петицию за прижизненное признание ее заслуг путем установки памятника или вручения какого-нибудь ордена. Ей-богу, не каждый сможет (а если и сможет, то не захочет) потратить неимоверное количество своего времени на разгадку тайны уха Ван Гога при том, что об этом писали все кому не лень, представляющие интерес события произошли больше сотни лет назад, а достоверной информации крайне мало. К счастью, Бернадетт Мерфи это не остановило и ее личные качества помогли проделать горы кропотливой работы, чтобы развеять мифы и создать в итоге эту замечательную книгу.

Благодаря проведенному исследованию автор пришла к выводам, противоположным тем, в которых нас пытаются уверить иные источники, и я кратко обозначу некоторые из них.

Во-первых, регулярное употребление Ван Гогом абсента есть не что иное, как миф. Это кажется тем более удивительным, если вспомнить количество упоминаний этого напитка в связи с художником. Наверное, в списке ассоциаций с Винсентом на первых местах стоят отрезанное ухо и абсент. Но как бы не так, автор проанализировала множество сохранившихся в архивах документов и обнаружила пару фактов, в совокупности позволяющих сделать определенные выводы, в частности:
• в подробнейшей описи предметов кафе, в котором проводил вечера Ван Гог, абсент отсутствовал;
• в своих 800 письмах Ван Гог ни разу не упомянул, что пьет абсент;
• за период проживания художника в Арле была продана всего одна бутылка абсента;
• распространять тезис «Ван Гог много пьет» начал Гоген.

Во-вторых, отрезанное ухо было вручено вовсе не проститутке Рашель, а работающей горничной в борделе девушке по имени Габриэль. Автор даже нашла потомков этой дамы (тут еще раз хочу отметить, какая она умничка, потому что за время своего исследования создала базу данных жителей Арля с указаним имен и профессий, включающую информацию о 15 000 человек, только вдумайтесь!), которые, правда, пожелали остаться неизвестными, зато теперь пребывают в курсе подробностей из жизни своей родственницы. Отмечу, что в книге также выдвигаются предположения о мотивах подобного поведения, звучащие в целом логично и разумно.

В-третьих, петицию о выселении художника за пределы города подписала далеко не сотня жителей, а всего лишь три десятка, что, учитывая население в 13 000, можно считать каплей в море. Причина оказалась более чем прозаичной: расположение дома, договор аренды на который был заключен с художником, оказалось крайне удачным для торговли, и нужно было быстрее освободить это здание от духа искусства. Более того, после идентификации автором каждого из этих лиц выяснилось, что все подписавшиеся были друг с другом одного круга общения (коллеги, родственники или соседи), что делает историю еще более некрасивой.

И, конечно, главная загадка, которая и положила начало всему исследованию: отрезал ли Ван Гог все ухо или только мочку? Найденный в том числе с помощью рисунка хирурга ответ состоит в следующем: художник отрезал почти все ухо.

Помимо указанных выше глобально значимых результатов, есть еще пара мыслей, существенных уже только для меня. Первая из них касается Поля Гогена, поскольку от тех отрывков информации, изложенной объективно и беспристрастно, у меня появилось чувство личной неприязни к этому человеку. Вовсе не из-за эпизода в Желтом доме, тут я как раз солидарна с автором, а скорее от его образа жизни как до, так и после этого происшествия. И надо же мне было вспомнить, что те же ощущения меня терзали при прочтении романа Моэма «Луна и грош». Смутно помнила, что прототипом главного героя был художник и почти не удивилась, когда проверила и увидела тезис о том, что это был Поль Гоген. В общем, если про Ван Гога я всегда рада прочитать и посмотреть, то Гогена буду стараться обходить стороной.

И еще один важный для меня вывод – читать Жажду жизни Ирвинга Стоуна я если и буду, то явно не в ближайшем будущем. Больше всего потому, что прочитанная биография знаменитого художника авторства Анри Перрюшо, отшлифованная расследованием Бернадетт Мерфи, дает полное и правдивое представление о жизни Ван Гога, а читать фантазии на эту тему нет никакого желания. Не отрицая тот факт, что именно благодаря Стоуну о Винсенте Ван Гоге начали говорить, соглашусь с отзывом Мерфи относительно этого произведения:

«Жажда жизни» – это вымышленная, приукрашенная и идеализированная версия жизни художника, захватившая воображение людей, которую со временем стали воспринимать как чистую правду.

Итак, если вы заинтересованы в получении истинной информации, хотите подробнее узнать об использованных методах исследования и ознакомиться с бó‎льшим количеством полученных выводов и их деталей (выше приведено не всё из написанного), то эта книга для вас.

Нон-фикшн 2019