Больше рецензий

lustdevildoll

Эксперт

Провайдер альтернативной духовности

5 декабря 2019 г. 11:42

1K

3 Фанфик?

На протяжении всей книги меня неотрывно мучил вопрос: это правда Маргарет Этвуд написала, или же Сьюзан Коллинз/Вероника Рот/автор "Пятой волны"/еще кто-то из легиона писателей, ваяющих подростковые антиутопии? Потому что сюжет такой же наивный и ванильный про добро побеждает зло, все счастливы и прочие ми-ми-ми. Если "Рассказ служанки" 35 лет назад был алармистским предупреждением, ярко прозвучавшим на фоне тогдашнего литературного мейнстрима, то "Заветы" - это сборник штампов, ходов и тезисов, обсасываемых на протяжении последних десяти лет в каждой второй книжке. Персонаж, который говорит поговорками - квинтэссенция книги, в которой не сказано ничего нового. Что обидно, поскольку я от Этвуд всегда жду каких-то откровений, свежих идей, взгляда на привычные вещи под другим углом, а в этой книге такого нет и близко.

В романе три рассказчицы: тетка Лидия (которая пишет автобиографию, вспоминая ранние дни Галаада и как она дошла до жизни такой, а потом переходя к текущим событиям пятнадцать лет спустя окончания первой книги) и две девочки-подростка, одна из которых (Агнес) растет в Галааде, а вторая (Дейзи) - в Канаде. Натурально, жизни у девочек имеют сходства (например, ни та, ни другая не живут с биологическими родителями - правда, в конце нас ждет сопливый реюнион), но и кардинально различаются. Дейзи - обычный современный подросток (только где в этом мире гаджеты? вообще ноль упоминаний, кроме "древней" технологии микрочипов), Агнес - девочка, которая родилась уже в Галааде и не знает, как оно было раньше, когда женщинам разрешалось учиться и работать, а не быть тупо машиной для размножения или обслуживания других. Именно в линию Агнес напиханы все возможные стереотипы о патриархальном обществе: все мужчины насильники, поэтому женщина должна быть скромной, покрывать волосы как главный возбудитель и носить закрытую одежду, если изнасиловали - молчи, ибо сама виновата, ну и так далее. Также в этой линии есть и пример оговора - невинные мужчины говорят те же слова, что и виновные, а слушатели не верят ни тем, ни другим (нормас такой плевок во все движение #metoo). Линия Дейзи - это стандартная YA-ка с острой на язык героиней, которая охоча до приключений и даже находит время на влюбленность.

Тетка Лидия же, оказывается, в прошлой жизни была судьей и в одночасье лишилась всего, ну и как бы стала играть по новым правилам, при этом все пятнадцать лет держа фигу в кармане. Но весь сюжет с контрабандой Малышки Николь из Канады в Галаад, а потом обратно с важными документами на микрочипе какая-то ерунда. Да, символизм, но в реальности такая схема вряд ли жизнеспособна, это именно что пафосный ход из молодежных романов, где все готовы погибнуть за правое дело, потому что еще не осознают собственную смертность, а тут этот подростковый менталитет в голове у взрослой тетки.

И за это дали Букера? Тройка чисто из уважения к прошлым заслугам автора.

Комментарии


я еще не читала, но по дефолту настроена крайне скептически


мне кажется, это было написано на волне успеха сериала, чтобы по-бырику нарубить бабла, и мишн, тащем-та, аккомплишд.