Больше рецензий

DmitryKv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 декабря 2019 г. 04:48

930

4

3,5

Перечитывая книгу, я обратил внимание на то, на что не обратил, когда читал в первый раз, а именно на очень слабое представление в книге бизнес контента. Автор всё больше упирает на популярную психологию и на развлекающую составляющую, которую так часто можно найти в книгах Гладуэлла, Пинка и др.
Увы, но мы всё ещё имеем ничтожно малое количество книг, которые посвящены такому маркетинговому инструменту как молва или сарафанное радио, т.е. распространение информации от одного человека к другому. А ведь это очень интересная и важная тема. На сегодня ситуация с книгами на эту тему фактически не изменилась и кроме залежавшейся книги «Сарафанный маркетинг. Как умные компании заставляют о себе говорить», у нас толком-то ничего и нет. Поэтому дополнительный бал книга получает за редкость освещаемой темы.
Вот возьмём бренд Zara, в качестве примера. Компания не использует традиционную рекламу в своём продвижении бренда, а как раз использует инструмент молвы (сарафанный маркетинг). Рассмотреть данную тему, т.е. как это происходит с брендом Zara, было бы великолепно. И вот если бы автор занимался анализом вот таких вот кейсов, то цены бы не было такой книге. Увы, но всё свелось к банальному надёргиванию различных вирусных роликов, примеров из мира социальной психологии и вот практически и всё. Да, пример с секретным баром (единственное, что отложилось в памяти, когда я прочитал книгу в первый раз) действительно интересный, но вот потом как-то всё, что называется, по верхам. И нет, 6 шагов, которые предлагает автор, не показались мне ни реальными бизнес инструментами, ни как интересный и полезный момент в книге в целом. Эмоции, истории, социальная валюта - всё это притянуто за уши. Понимание того, что люди обожают делиться своими мнениями с другими, достигается простым наблюдением и смекалкой и так можно сказать о половине книге.
В книге также отсутствует какая-либо теория. Возможно, в данном случае она невозможна. Возможно. Но всё равно от такого автора ждёшь что-то в духе Траута и Райса, а в итоге получился Пинк и Гладуэлл (ничего не имею против этих авторов, просто это скорее развлекательная литература, нежели серьёзная).
Как правильно заметил один читатель, через несколько лет книга потеряет актуальность, что как раз не происходит с серьёзной бизнес-литературой и именно поэтому мне особенно жаль, что автор не предложил никакой теории.
Что касается применения на практике идей, что высказываются в книге, то тут опять же, без нормальной теории ничего не получится. Если мы возьмём историю с блендером, которая приводится на страницах этой книги, то нам необходимо знать, насколько эти видеоролики в действительности были эффективны, какова была ситуация на рынке, т.е. кто были конкуренты, насколько они были сильными и какое положение занимала сама фирма и что искали потребители этой категории товаров. В противном случаи мы можем быть захвачены очарованием креативных роликов, не видя, что под ними ничего (никаких продаж) нет. Разумеется, я ничего не утверждаю, т.к. у меня нет никаких цифр, но лишь показываю пример того, что для полной оценки необходима информация. Т.е. если в одном случаи сарафанное радио сработает, то во втором эффективным будет иной тип продвижения. Вот это всё нужно учитывать.
Ну, и во многих случаях все истории носят сугубо развлекательный характер. Т.е. лично я не вижу, как может помочь бизнесу история с шоколадным батончиком «Марс», парадокс антинаркотической кампании в США, взаимосвязью между тем, какая музыка играет (в магазине) и какое вино будет больше куплено (французская музыка – французское вино), физические упражнения и желание поделится своим мнением и так далее. Вот все эти истории, они просто интересные истории, но не более. Я абсолютно не понимаю, как их можно инкорпорировать в бизнес по продаже посуды или мебели, к примеру. Так что, увы.