Больше рецензий

Kelderek

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 декабря 2019 г. 18:30

2K

5 Дьявол в Богемии

Читая Рассела, нет-нет да и вспомнишь мытарства персонажа Кафки. Снова замок. А что было бы, если бы он туда добрался. Что там случилось бы?

Большая удача Рассела в том, что формально не попадая в большую литературу он сохраняет присущий кафкианским романам момент потерянности и отчуждения. Легкий призвук абсурда за каждой страницей, готов вырваться наружу.

В то же время есть что-то раскольниковское в главном герое – докторе Викторе Косареке, напоминающем персонажей-идеологов Достоевского. Он не просто работает с самыми опасными безумцами, он хочет отыскать корень зла у всего человечества.

Есть британская готика с привидениями и старыми тайнами. Она может быть кровавой, таинственной, но никакая другая готика не сможет сравниться по степени зловещести с восточноевропейской. Дракула не мог жить в английском замке. Дьявол живет здесь, на востоке Европы, бродит по улочкам Праги, таится в зловещих лесах, в замке, под которым, как поговаривают, есть врата Ада. Память о дьяволе передается из поколения в поколение местными жителями.

Самое странное, что времена чернокнижников не прошли. Красной нитью через весь роман проходит аналогия: вчерашние демоны – нынешние пациенты психиатрической клиники. Психиатры, ученые - нынешние маги, играющие с Сатаной в догоняшки, вызывающие к жизни новых бесов и демонов.

Но «Аспект дьявола» хорош не только своей атмосферностью (у каждого свои ассоциации, я вот, к примеру, ко всему прочему вспомнил старый добрый квест «Still Life», там дело тоже было в Праге, и речь шла о маньяке). Прежде всего, автор поражает своей изобретательностью в решении порядком истрепанных тем. Мы уже привыкли к тому, что в триллерах и детективных романах последних лет фигурируют маньяки и умалишенные (здесь перед нами целая коллекция). Психиатрия стала родной стихией детективщиков последних лет. Остается лишь развести руками: детективный жанр, начавший свой путь с чистой рациональности и позитивизма, с преступлений-загадок, с головоломок и состязания умов, скатился к описанию патологических состояний.

Но что если пойти дальше, и не останавливаясь на полдороги перейти в сферу чистой иррациональности? Что если для разгадки преступления нужно идти нетрадиционным путем и в поисках преступника отбрасывать как раз все наиболее простое, внятное и рациональное, для того чтобы докопаться до самой сути необъяснимого и невероятного? В свете этого «Аспект дьявола» - роман отчасти перекликающийся с самым знаменитым сериалом последних десятилетий с легендарным «Твин Пиксом».

Но тема иррациональности развита в книге много глубже. 1935 год, Чехия. Впереди Мюнхенский сговор и Вторая мировая война. Темные демонические силы витают в воздухе. Дьявол оказывается многолик. И ты уже не знаешь что страшнее – ужасный Кожаный Фартук, препарирующий женщин, или будущие нацисты, таящиеся за маской интеллигентных высококультурных людей.

Рассел с легкостью обыгрывает именитого Стивена Кинга с его «Чужаком», который также пробовал смешать детектив с мистикой. Я не берусь судить о степени адекватности авторской трактовки славянской мифологии, но с точки зрения жонглирования привычными уже ходами, сюжетными штампами перед нами совершенно неожиданный и высшей степени остроумный роман. В последнего говорит и финал книги, когда ты осознаешь, что перед тобой не только рассказ о Кожаном Фартуке, не только рассказ о том как одно зло и безумие пожирает другое, не только мистика, готика, размышление о природе человека, но и попытка разгадать загадку одного из самых таинственных маньяков второй половины XX века.

Ода издыхающей лягушке