Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 декабря 2019 г. 15:31

4K

5 Finita la commedia

Есть книги, на которые рецензию хочется написать сразу по прочтении, чтобы успеть передать возникшие впечатления, не упустить какие-то пришедшие во время чтения мысли и замечания. Но есть и другие, написание рецензий на которые откладываешь на какое-то время, ждешь, пока улягутся нахлынувшие мысли, оформятся выводы, откроются новые, не обнаруженные сразу, смыслы. Роман Салтыкова-Щедрина относится ко второй категории, прошло уже больше недели, как я перевернул последнюю страничку книги, а всё не торопился писать отзыв, книга вылеживалась в запасниках подсознания. И вот, сегодня утром, я, проснувшись, понял, что, кажется, я созрел для того, что высказать свое мнение.

Но прежде хочу поблагодарить друзей, которые настоятельно советовали мне прочитать эту книгу. Так сложилась моя читательская биография, что в школе, когда "проходили" роман, я его пропустил, болел кажется, а потом всё как-то не складывалось. Но я дал слово Svetlana-LuciaBrinker , Lilia55 , Ludmila888 и Anastasia246 , что к Новому году исправлю сей недочет, план мне удалось даже перевыполнить. Так что можно уверенно сказать, что "по совету друзей я приобрел автомобиль "Москвич", ой, нет, "Москвич" приобрел герой "Бриллиантовой руки", а я прочитал "Господ Головлёвых".

Книга, конечно же, сильнейшая, у неё есть два уровня: исторический и социальный. Первый касается исключительно времени и сословия, изображенных в романе, второй - вечный и общечеловеческий.

Что касаемо первого. На мой взгляд, "Господа Головлёвы" сыграли великую роль в деле расшатывания сословных устоев в Российской империи, подготавливая её переход к обществу равноправных граждан. Салтыков-Щедрин показывает агонию мелкопоместного дворянства, иждивенческую сущность этого класса, предсмертные судороги разлагающегося паразита. По второму аспекту - социальному - роман продолжает оставаться актуальным по сей день, потому что типажи, выведенные классиком, по прежнему встречаются, пусть и в преломлении нынешних реалий.

В русской литературе было две книги, забивающих гвозди в гроб уходящего в тень истории дворянства. Первая - это "Обломов" Гончарова, где было показано безволие и пассивность погрязшего в паразитизме класса, а вторая - "Господа Головлёвы", в которых подводилась жирная черта под бесполезностью и бессмысленностью существования выморочного сословия. Я недаром называю русское дворянство салтыковским термином - выморочное - оно действительно будет вымарано беспощадным историческим процессом навсегда и окончательно.

Известно, что прототипами семейства Головлёвых служили члены семьи самого автора, так в образе Арины Петровны представлена мать писателя - Ольга Михайловна, а Иудушка списан с брата автора - Дмитрия Евграфовича, с которым он судился из-за наследства и чья пустословная лексика вложена в уста Иудушки.

В целом же семейство Головлёвых представляет почти все черты упадничества разлагающегося дворянства. Мать - Арина Петровна - властная женщина, в погоне за "благоприобретениями" теряющая то, ради чего жила - семью. Отец - Владимир Михайлович - человек "легкомысленный и пьяненький". Старший нелюбимый сын Степан - кутила и пьяница, носитель "рабского" характера. Младший Павел - безвольный метатель, в чем-то похожий на Обломова. Племянницы Анненька и Любонька - жертвы того образа жизни, что сложился в Головлёве, вытолкнутые "в люди", не нашедшие своего места в жизни и безжалостно растоптанные.

И, наконец, главная фигура романа - Порфирий Владимирович - он же Иудушка - "кровопивушка". В этом образе сплотилось всё отрицательное и мерзкое, что было свойственно многим представителям угасающего дворянства - жадность и стяжательство, притворство и лицемерие, подлость и мелочность. И все же он не средоточие зла, в нем тоже есть что-то от человека, что не смогло или не успело развиться, что оказалось заморожено и забито глубоко внутрь гнетущим матушкиным воспитанием, в нем просматриваются какие-то позывы. И это только усиливает трагизм этой фигуры, человека, впустую растратившего свою жизнь на подсчет копеек, из-за которых он погубил всех трех своих сыновей - двоих законных и последнего, прижитого от Евпраксеюшки. И проблеском какого-то понимания всего ужаса, который он сотворил над собой и своими близкими, выглядит гибель Иудушки на последних страницах - финальная точка самонаказания после длительной агонии физической и моральной деградации.

Концовка мрачная - "финита ля комедия"

697

Книга прочитана в рамках "Игры в классики"

Комментарии


И все же он не средоточие зла, в нем тоже есть что-то от человека, что не смогло или не успело развиться, что оказалось заморожено и забито глубоко внутрь гнетущим матушкиным воспитанием, в нем просматриваются какие-то позывы.

Ну, так в любом представителе рода человеческого есть что-то от человека. И в глубине души каждого злодея при желании всегда можно отыскать и добро. И было бы очень странно, если бы это было не так. Вот жаль только, что эти позывы и проблески понимания всё же не позволили Иудушке спасти хотя бы тех, кто ещё оставался жить и кого он был в состоянии спасти: Евпраксеюшку и их общего сыночка. Но он думал только о себе, об облегчении своих страданий. И, конечно, нашёл подходящий для него способ окончательного саморазрушения.


Безусловно, но, если бы он кого-то спас, он бы разрушил целостность создаваемого образа :)


Тогда в этой целостности, видимо, маловато или же совсем нет места для подлинного и плодотворного раскаяния. А все эти пустые позывы с проблесками понимания, к сожалению, остались бесплодными.


Ну, конечно, бесплодными. Бесплодность - это суть Иудушки.


)))надо засесть и прочитать нормально «господ Головлевых».Судя по рецензии,неплохое произведение.


По-моему, само произведение не подразумевает возможности хоть какого-то "хэппи-энда" (это я о спасении сына Евпраксеюшки)
Беспросветность.


Да, конечно, беспросветность и бесплодность. И именно поэтому я не вижу особого смысла в попытках разглядеть в его душе какие-то просветы и проблески понимания. Ведь оставить плоды в виде даже самых минимальных добрых дел он не способен. Страдающей душе Иудушки, безусловно, можно посочувствовать, но его поступки не оставляют никакой надежды на просвет. Сплошная тьма…


Я вижу просвет и проблеск понимания Иудушки в тот момент, когда он говорит Анниньке "Бедная ты моя..." Ведь это единственные человеческие его слова. В эту минуту он словно перестаёт быть Иудушкой.


Да, какой-то проблеск сострадания есть в этих словах.