Больше рецензий

Mac-bet

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 декабря 2019 г. 10:57

1K

4 Какая жизнь-такие песни (книги)

иви одним днем!
Кто бы мог подумать, что девиз хипстеров-миллениалов, модной молодежи двадцать первого века, оказался придуманным сто лет назад. И тогда он был актуален в прямом смысле.
У немецких граждан 1920 годов нет завтра. Разгромные условия версальского договора по итогам первой мировой войны, породившие гиперинфляцию в новоявленной Веймарской республике отняли у них веру в следующий день. Все договоры, все сделки, все заключается сегодня,сейчас, иначе потом будет слишком поздно, потом будет дороже, потом деньги превратятся в бумагу, потом никогда не наступит. Бегите, бегите, глупцы, успевайте заработать и потратить, спешите признаться и рассказать, ведь у вас нет более нестабильного понятия чем "завтра".
Каждый пытается выжить как может. Вчерашний солдат Людвиг Бромер старается выжать все из реалий,в которых ему довелось жить: с парочкой фронтовых товарищей торгует памятниками и надгробиями (ходовой товар,вы посмотрите статистику!), играет на органе за бесплатные обеды, и, в целом, доволен жизнью. Ну а что теперь, помирать? Не для того он выжил во Фландрии, чтобы теперь, в мирное время сдаться.
Хотя, условия жизни намекают, что лучше бы это было так. Никому ты не нужен здесь, солдат. Твоей нищенской пенсии не хватит, чтобы прокормить семью, твои однополчане умирают от голода и побираются на паперти, твое правительство бессильно, чтобы сделать хоть что-то. И все чаще по кабакам ходят слухи, что есть человек, который точно знает, кто виноват и что делать.

Помимо всех смертей на полях брани и батальных потерь, Первая Мировая война принесла за собой то, что не удалось сотворить, пожалуй, ни одной международной распри за все время существования земного шара. Она принесла " потерянное поколение"- плеяду людей, так с не сумевших понять зачем они обменяли свою юность на военную форму, за что калечились и умирали в окопах их дворовые друзья, для чего это все было нужно. Растерянные, не знающие как жить дальше, они бродили по свету, глушили боль вином, кто начал запирать ее на страницах, в надежде что там она и останется навсегда.
Есть мнение, что о книгах авторства потерянного поколения стоит говорить как о покойниках: либо хорошо, либо ничего. И правда, как можно негативно отзываться о произведении в котором, в сущности, описывалась проходящая по сторонам жизнь и чувства писателя, оказавшегося в ней.
Типа " извини, брат, как то недостаточно сильно ты переживаешь" или " ну, как то сухо, а где же кровища, где же страдания". Да ну, ерунда.
"Черный обелиск"-как раз такая книга, которую можно было бы поругать, но как то рука не поднимается. Выброшенный после войны на обочину жизни Эрих Мария Ремарк рассказывает в ней часть своей биографии, о том как ему удавалось существовать в маленьком германском городке со всем этим нищенством, брошенными героями войны, невероятным ростом инфляции и зарождающимся национализмом. Как и многие другие он просто пытался выжить, найти свое место под солнцем, искал утешение в вине, еде, всем том. до чего смог дотянуться сегодня- и об этом он написал спустя тридцать лет.
Никто не расскажет о историческом периоде лучше, чем очевидец. Никакие произведения на основе дневников и писем не будут так искренни, как описание лично пережитых событий. "Черный обелиск" показал нам голодную и оглушенную Веймарскую республику во всей ее красе, не очерняя и не приукрашивая, ровно такой, какой она и была. И до чего же хорошо, прожив с героями несколько довольно мрачных дней, с последней страницей вновь оказаться в двадцать первом веке и понять, что вся эта тоска и безысходность -история столетней давности,запертая на страницах. Пусть там и остается!