Больше рецензий

13th_Warrior

Эксперт

Вдумчивый читатель

1 декабря 2019 г. 00:01

3K

3.5 Повесть о настоящем эгоисте

Наш главный герой, Кемаль - самый настоящий "богатый человек в бедной стране". От него не требуется никаких усилий, чтобы иметь в жизни все, что ему угодно. И вот наш друг попадает в историю, когда мимолетное увлечение превращается в одержимость, впрочем легко сдерживаемую общепринятыми нормами. Любовь - очень многогранное слово, и, вероятно, Кемаль по-своему любил красавицу Фюсун, однако зацикленность на своих страданиях, виновником которых, разумеется, был он сам, делала это чувство, скорее, "любовью курильщика", нежели здорового человека.
Важно, что Памук очень подробно пишет ощущения того, кто попал в западню чувства, пусть спорного, останавливаясь на деталях столь внимательно, что не погрузиться в атмосферу повествования просто невозможно. Да, тут есть над чем подумать, но все же один из важнейших компонентов - возможность искренне сопереживать герою, ассоциируя себя с ним - для меня здесь отсутствовал. Ко всему прочему, мне не хватило глубины, которая, хочется верить, должна сопровождать глубокое чувство.
"Нет смятения более опустошительного, чем смятение неглубокой души", - писал Фицджеральд. Думается, что эта фраза была бы прекрасной иллюстрацией к "Музею невинности".

P.S. А напоследок я скажу... Друзья, ну нельзя же столько пить! Ракы просто льется рекой со страниц романа, и герои Ремарка, регулярно потягивающие кальвадос, кажутся мне теперь просто членами общества по борьбе за трезвость. Такое ощущение, что замутненное сознание - единственный способ справляться (правда, как мы видим, неудачно) со всеми жизненными трудностями. Скорая гибель недавно обретенной любви в результате (в том числе) пьяного вождения - самое нелепое, что могло случиться после всех описанных в романе треволнений. Впрочем, без этой гибели не было бы никакого музея, а, значит, и этой книги. Такие дела.