Больше рецензий

DmitryKv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 ноября 2019 г. 01:21

380

2

Вокруг этой книги я ходил несколько лет, всё не решаясь прочитать её, ибо отчего-то мне казалось, что книга описывает практически то же самое, как если бы кто-то решил написать книгу о том, как хорошо быть богатым и здоровым. Т.е. я уже изначально знал, какое примерно будет содержание, т.к. примеры бесплатного всем хорошо знакомы. Мы все сталкиваемся с бесплатной подпиской на электронные новости, с различными пробниками, от духов до продуктов питания и так далее. В одной ситуации «бесплатное» оплачивается при помощи рекламы, в другой, при помощи расширения доли рынка, т.е. желающих приобрести товар. Поэтому я даже сомневался, имеет ли эта книга отношение к маркетингу или это очередной блог увеличенный до размера книги. Оказалось, что второй вариант как нельзя точно описывает «Бесплатное. Будущее радикальных цен» («Free: The Future of a Radical Price»). Как правильно заметил один читатель, можно было бы обойтись записью в блоге или статьёй (например, в AdAge).
Нужно отметить, что автор постарался осветить феномен бесплатного со всех точек зрения. Тут мы имеем и психологические причины и социальные и экономические. Однако я постоянно ловил себя на мысли - а нужно ли это? Т.е. опять же, это как если бы книга долго и упорно, со всеми подробностями, рассказывала бы нам, как же хорошо быть обеспеченным и здоровым человеком. Мы все понимаем, почему бесплатное так притягательно, так зачем так глубоко копать, где и так всё очевидно? В общем, этот экскурс мне показался определённо лишним.
Вторая часть, которая занимает большую часть книги, это различные примеры того, как и где используется бесплатное предложение. В принципе, если кому-то особенно это интересно, важно или просто необходимо (для работы), то тогда возможно все эти примеры пригодятся. Так как меня этот вопрос совершенно не интересовал, я нашёл все эти примеры довольно бесполезными. Вот как их можно применить в собственном бизнесе или как-то инкорпорировать в бизнес-теорию? Никак. Всегда у вас будет ваша собственная уникальная ситуация, да и все примеры довольно известны и банальны. Намного проще, а главное эффективнее, просто быть наблюдательным, интересоваться, как ведут люди бизнес в различных отраслях, и просто проводить бенчмаркинг на постоянной основе. Собственно об этом пишут многие маркетологи в профессиональной литературе, начиная ещё с начала XX века, постоянно повторяя это из книги в книгу. Так что, учитывая это всё, я нахожу книгу абсолютно бессмысленной для маркетологов и/или всех тех, кто работает в бизнесе. А заинтересовать эта книга может скорее только тех, кто просто ищет что-то типа Фрикономики, т.е. «популярно о бизнесе» (автор, например, затрагивает торренты с их пиратским контентом, а также китайскую подделку на известные люксовые западные бренды).
Повторюсь, главная проблема с книгой в том, что она пишет об очень очевидных вещах и не предлагает ничего с точки зрения практики. Да и вклад в теорию бизнеса тут самый что ни на есть минимальный.