Больше рецензий

25 ноября 2019 г. 12:57

682

5 Арина Обух «Муха имени Штиглица»: необыкновенная россыпь обыкновенных петербургских историй

В тумане загадочного Васильевского острова не менее загадочного, живущего своей особой историей Петербурга, живёт рыжая девушка по имени Арина. Арина создаёт причудливые графические рисунки и пишет повести/рассказы – творит свои миры. Которые благодаря «Редакции Елены Шубиной», явились на свет под симпатичной обложкой книги «Муха имени Штиглица».

«Муха имени Штиглица» – повесть, в которой всё немножко не так, всё иначе, страннее, удивительнее, обманчивее, чем есть на самом деле. И чему удивляться: глаза художника (в широком смысле творца) оцифровывают окружающее по непонятной остальным, сломанной логике, и логики, на самом деле, нет никакой, она и не нужна. Так рождается Петербург имени Арины Обух, город чудесный, но дверца в который приоткрыта чуть-чуть, ровно настолько, чтобы никто чужой тут ничего не сломал и не испортил.

В этом городе училище имени Веры Мухиной оборачивается академией имени Александра Людвиговича Штиглица, по парадной лестнице которой порхает легкокрылая муза. В стенах училища живёт текстильный городок, где на ткацких станках плетут паутину судьбы богини Макоши. За пределами мушиного царства тоже есть жизнь, и ещё ого-го-го какая – с жирными чайками, повелительницами Фонтанки, с заболевшим арт-ветрянкой Эрмитажем, с переплетениями улочек и переулков, которые перешёптываются тайнами и забытыми именами…

Конечно, в пространстве мухинского училища Петербургу имени Обух тесно и немножко скучно, поэтому он разливается уже полноценными историями в рассказах, дополняющих заглавную повесть. Все рассказы сгруппированы по трём сборникам: «Выгуливание молодого вина», «Мы когда-нибудь перестанем об этом говорить, но не сегодня» и «Небесные силы слушают». О чём это рассказы? Да о том же самом: о странных натурщицах, любящих пофилософствовать во время сеанса позирования, о дружбе, которая проверяется жизнью самым причудливым образом, о родителях, любящих и бесконечно любимых. Героями тут и там мелькают алоэ, с которым запросто можно дружить, февральская бабочка-невеста, третий трамвай у Старо-Калинкиного моста возле грузинского кафе (а я знаю это кафе и узнаю́ эти трамваи, грустно отдыхающие возле – и… вот как? но ведь почти моими глазами увидено). Там ещё проскальзывает добрый пьющий гравировщик, бабуля в костюме Розового Кролика, замершая в аквариуме рыбка Дороти, коты, ангелы и люди, люди-люди-люди, много всяких разных людей. Люди составляют вселенную имени Арины Обух, люди для писателя – это мир, без которого нет писателя.

И вот читаю я эти написанные замечательным языком рассказы по обыкновенному необыкновенной питерской девушки, и думаю – как же так? Почему об этой книге почти ничего и нигде не слышно? Да, всего лишь дебют*, да всего лишь повесть и россыпь рассказов, нет тут крупной прозы пока что, но ведь очень же хорошо, тонко, лирично, с долей той житейской философии, до которой некоторые и к якобы умудрённой старости не доживают. Самое-то главное, что нет в книге ни грамма чернухи и этой вашей сидящей уже в печёнках «правды жизни» в образах вечно пьющих, друг друга бьющих, морально уродующих себя и близких типажей, озабоченных типа вечными вопросами. А что, так можно было?

На открытой встрече в «Буквоеде», за те две минуты, что Арина уделила автографу, я узнал у неё, что пишется уже следующая книга. Очень хочется надеяться, что это вот светлое настроение, чары хорошей современной русской прозы никуда не исчезнут, а прорастут чем-то более уверенным, по-настоящему важным, интересным по форме в романе, который точно заметят и будут обсуждать.
*Тут маленькая поправка, сверился с Вики – эта книга всё же вторая, но первая – «Выгуливание молодого вина» – таки вошла в состав этого издания.

картинка savrino

Телеграм-канал the TXT