Больше рецензий

Kelderek

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 ноября 2019 г. 18:19

2K

4 Народная книга

Книга простая и неожиданно мудрая. Хотя последнее могут и не заметить за историческим размахом и кипением страстей. Очень много любви и столько же потаенной для нас истории. Вся вторая половина двадцатого века под углом миграционной политики, левацкого экстремизма и эволюции автомобилестроения. Можно только подивиться насколько ловко сплетает между собой личную историю и исторический фон Дэниель Шпек, выдерживая баланс между увлекательным рассказом о семейных тайнах, обязательной чередой встреч, расставаний, смертей, болезней, побед и поражений, и скрытно проповедуемой жизненной философией.

О последней, оставив в стороне яркие истории героев и хотелось бы поговорить.

Хотя почему оставив. Именно с них и придется начать. Проблема старая как мир: есть брак, а есть семья. Может показаться, что Шпек иллюстрирует существующее между ними несовпадение, переходя от одной коллизии к другой. Но движение мысли, как мне кажется здесь обратное. Все беды героев как раз проистекают из этого ложного разделения, уходящего корнями, где в традицию, где в ложно трактуемый долг, а где связанную с новейшими идеологическими штампами, навязанными модными политическими течениями и субкультурами.

«Bella Германия» - книга о крепких устоях. Шпек пишет о семье, как сложном механизме, в котором все взаимосвязано. Проблемы в одном звене вызывает цепную реакцию, оказывают влияние на судьбу следующих поколений. Понятно, что без того хаоса отношений, который царит на страницах романа, не случилось бы истории растянувшейся почти на пять десятилетий. Но в конечном итоге все должно было прийти и приходит в норму. Жизнь без или вне семьи, ненормальна, невообразима. Энн Тайлер приучила нас к тому, что выбыть из семьи нельзя. Шпек свои романом еще раз иллюстрирует данный тезис.

Все беды проистекают не из того, что наши желания не совпадают с нашими возможностями. Здесь лишь чисто техническая проблема. Намного важнее, чтобы семейные потребности были увязаны с индивидуальными желаниями.

Шпек в своем романе не чужд своеобразного фатализма, пресловутой народной веры в судьбу. Судьбу не обмануть, от нее не уйдешь. Философия сопряжения судьбы (то есть объективных условий, изначально данных тебе способностей) и характера, является определяющей в данной книге.

Фатализм проявляется и в повторяемости проблем и ситуаций, с которыми приходится сталкиваться героям книги. Одно поколение сменяет другое, а сходные дилеммы продолжают стоять перед ними. Здесь становится особенно важно не повторить ошибку своих родителей. В какой-то степени – перед нами еще один мотив к погружению в детали семейной истории. Тут и знание о том, что ты не одинок и понимание последствий неудачных и скоропалительных решений. Подобного объяснения, кстати сказать, лишены практически все романы, в которых заходит речь о семейной истории. Зачем ее знать? Просто, чтобы помнить? Шпек, похоже склоняется к прагматичному ответу на этот вопрос, чтобы правильно ориентироваться в обстоятельствах собственной жизни.

Важно осознать, что исправить допущенные ошибки нельзя. Их надо пережить, перевести жизнь в новое русло и следовать по нему далее.

Отличительной особенностью романа Шпека является то, что подобного рода мораль и житейские советы, не проговариваются напрямую, как теперь это принято, в американских книгах, они вырастают из самого сюжета, они впаяны в него с самого начала. Происходящее в книге не иллюстративный материал к фрагментам из пособий по практической психологии, а отражение столь редкой в массовой литературе авторской позиции, органично выраженной в тексте.

По этой причине роман «Bella Германия» можно считать полноценным наследником старого семейного романа, образцом современной компактной, ускоренной, без потери качества семейной саги (хотя мне хотелось, чтобы роман был, как минимум, вдвое длиннее). Народная книга, роман действительно для самого широкого круга читателей.

Ода издыхающей лягушке