Больше рецензий

22 ноября 2019 г. 01:27

3K

5

Эта книга с таким же успехом могла бы быть написанной нашим современником.

Алексис де Токвиль во многом оказался провидцем относительно судьбы и влияния Америки в мире. Будучи оптимистом, исследователь видеть в новорожденной демократии лучшую из доступных форм правления.

Работа носит фундаментальный характер. Учёный обращается к прошлому американского континента,   находит обусловленность норм жизни в климате, характере и нравах жителей Америки, выражает свои замечания относительно Конституции.

Деньги и религия - два столпа спокойствия повседневной жизни молодых демократов. При помощи религии можно заключить даже людей буйных страстей в оковы нравственности, а общественный надзор лучше любого тюремщика присмотрмт, дабы в молодой республике не проросло цветов зла. При помощи денег можно создать такой экономический строй, что само правительство станет лишь инструментом в достижении мира и порядка, но ни диктатором условий жизни.

"В мире не существует ничего иного, кроме патриотизма или религии, что могло бы заставить самых различных граждан в течение долгого времени сообща стремиться к общей цели" .

Потому в Америке система власти построена таким образом, что федеральная власть не может оказывать влияние на отдельные штаты, чему так же помогает общая вовлеченность в управление, мощная система гражданского общества.

Алексис де Токвиль питает надежды в отношении европейских стран, однако указывает, что Демократия должна установиться сразу и повсеместно, иначе Республика не выживет в окружении монархий. Пренебрегает он и спецификой европейской ментальности, где церковь не отделена от государства, а значит не может служить залогом свободы и развития, а граждане больше любят деньги, чем реально умеют ими распоряжаться.
Кроме того, он указывает, что основным двигателем прогресса во имя свободы должна стать ответственность граждан за собственную жизнь, благополучие и безопасность. Так, гражданское общество и государство должны идти плечом к плечу, а не воевать друг с другом, тогда как мы традиционно наблюдаем противоположное. Люди раболепствуют и одновременно ненавидят силу и власть, потому готовы ставить государству при любом удобном случае палки в колеса, и в то же время ждать от него помощи. Потому, дабы не пасть под гнёт тирании, к свободе надо готовить дух и образ мыслей.

Надо отдать должное автору, что он увидел в рабстве, расизме и иерархичности общества, где индейцы заточены в территориальной, духовной и моральной резервации, а негры представляют опасность для себя и для американцев, будучи развращены рабством, проблему для будущего Америки. Токвиль высказывается пессимистично, не веря, что возможно мирное сосуществование людей разных рас, а в самом постепенном избавлении от хозяйских замашек и освобождении негров видит лишь экономический фактор, а никак не рост духовности и человеколюбия. Ведь работа рабов при росте конкуренции со стороны дешёвой рабочей силы из новых приезжих европейцев малоэффективна. Затраты на содержание раба больше, тогда как КПД меньше. Так рушится мир рабовладельцев, а никак не при помощи возгласов просветителей.

В целом, эту книгу можно использовать как учебник по государственному и судебному устройству Америки, а так же краткий курс психологии американцев.

Здесь собрано множество значимых фактов относительно образа жизни бывших европейцев. В одном, Алексис де Токвиль ошибался. Он не считал Америку государством, которому предопределено быть мировой державой, ибо не верил, что эта страна сможет диктовать свои правила всему миру и наращивать военную мощь, считая, что Америка отгорожена от всего мира забором из океанских вод.

Однако и не считал Америку дивным исключением, предвосхищая:

"В настоящее время в мире существуют два великих народа, которые, несмотря на все свои различия, движутся, как представляется, к единой цели. Это русские и англоамериканцы".