Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 ноября 2019 г. 22:30

4K

4 Вечера на хуторе близ Гента

Когда-то в юности я с величайшим удовольствием прочитал "Легенду об Уленшпигеле", подружившись с Тилем и Ламме. С тех пор я считал Шарля де Костера типичным представителем категории "автор одной книги". Наверное, так я полагал бы еще очень долго, но вот в игре "Вокруг света" настал черед Бельгии, и зайдя в "бельгийскую" подборку, я наткнулся на эту книгу. Мгновенно решил на ней и остановиться, прекрасно понимая, что, если я сейчас не познакомлюсь с другим образцом творчества фламандского писателя, следующего подходящего случая придется ждать очень долго.

В сборник входит четыре новеллы разного объема. В начале расположены те, что покороче, самая длинная - замыкает книгу. Все четыре легенды объединяет общая мистическая тема. Нам, живущим в XXI веке, кажется, что мистический жанр - это порождение достаточно позднего периода развития литературы. Но, на самом деле мистика - самый древний литературный жанр, её мы находим во всех священных книгах, начиная с Библии. Она составляет основную часть египетской и шумерской литературы, широко представлена мистика в античный период. А её расцвет, возможно, приходится на средневековье и ранний этап Возрождения.

В основу новелл Костера легли легенды XV-XVI веков, имевшие хождение во Фландрии. В каждой из новелл рассказывается о контакте человека с нечистой силой, при этом чувствуется отражение в произведениях настоящих исторических событий, происходивших в те времена во Фландрии и Валлонии.

Читая Костера я вспоминал... нашего Николая Васильевича Гоголя. В сборника бельгийца очень много общего с ранними малороссийскими повестями Гоголя, вошедшими в сборники "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Миргород". Две самые "крутые" новеллы "Сир Гиллевин" и "Смеетсе Смее" перекликаются с "Вием", "Страшной местью" и "Заколдованным местом". А в первой новелле "Братство толстой морды" кухмистер Шоссе Картвёйвелс поразительно напоминает Пацюка из "Ночи перед Рождеством". Про Шоссе написано прямо слово в слово, как про Пацюка: "набожные люди поговаривали, будто он якшается с дьяволом".

Однако, при всей свой мистической направленности и сверхъестественной жути, которой особенно много в "Сире Гиллевине", новеллы Костера достаточно оптимистичны и, как ни странно, несут в себе довольно серьезный атеистический заряд, читая их чувствуешь, что сам автор совершенно не верит во всё о чем пишет, в большей степени высмеивая пережитки и суеверия. Поэтому и послевкусие от легенд остается не жуткое, а юмористическое, может быть, сказочное.

При всем при том, Костер не забывает о патриотизме, раз за разом возвращаясь к идее борьбы с Испанией за независимость и выставляя фигуры исторических деятелей испанской империи - герцога Альбу и короля Карла- в смешном свете неуклюжих пособников дьявола, которым с лихвой "прилетает" от удалых фламандских парней.

672

Прочитано в рамках игры "Вокруг света" (Бельгия)